Изменение маршрута газопровода «Южный поток», о котором говорилось на саммите в Загребе, выгодно как Москве, так и Европе. Если труба минует Турцию, это уменьшит возможность США влиять на ситуацию. Россия укрепляет свои позиции экспортера, а европейцам обеспечены более стабильные поставки.
Российские и зарубежные эксперты активно обсуждают итоги Балканского энергетического саммита, в котором участвовали главы Албании, Болгарии, Боснии и Герцеговины, Македонии, Румынии, Сербии, Словении, Черногории и специально приглашенный президент России, которая является основным поставщиком энергоресурсов на Балканы.
Балканы являются одной из линий геостратегического цивилизационного разлома по признаку «Восток-Запад». Это регион играет сегодня одну из ключевых ролей в области энергетической безопасности. Россия предоставляет балканским государствам свободу выбора и альтернативу в поиске энергопартнера. Лидеры этих стран, в свою очередь, все внимательнее прислушиваются к предложениям Москвы.
В выступлении на саммите в Загребе Владимир Путин подчеркнул, что на протяжении четырех десятилетий, несмотря на глобальные перемены в мире, Россия никогда не нарушала ни одного из своих контрактных обязательств. По его словам, «Россия как один из мировых лидеров в добыче нефти и газа готова сделать все возможное для решения энергетических проблем региона. Разумеется, на основе баланса интересов и равной ответственности поставщиков, транзитеров и потребителей энергоресурсов».
Россия также заинтересована в продолжении переговоров о продаже газа и дальнейшем использовании транзитных возможностей региона, а также строительстве подземных газохранилищ в ряде Балканских государств. Представляет интерес и газификация территорий Македонии с расширением сети газопроводов на Албанию, Южную Сербию и Косово. Президент также сообщил, что российская компания «Лукойл» активно работает с Болгарией, Македонией, Румынией и Сербией и уже инвестировала $1,5 млрд. в регион.
По словам Путина, в случае успешного завершения строительства нефтепровода Бургас – Александруполис весь регион сможет снабжаться российским топливом. Россия является крупнейшим поставщиком углеводородов для Юго-Восточной Европы – в 2006 году объем экспорта составил 73 млрд. кубометров газа и 59 млн. тонн нефти.
Однако балканские страны стоят перед дилеммой. С одной стороны, они стремятся диверсифицировать источники энергоносителей и участвуют в ряде проектов по переброске нефти и газа из Каспийского региона в обход России, а с другой – видя энергетическую мощь России и ее последовательную внешнюю политику, все чаще выбирают совместные с РФ проекты в области энергобезопасности.
После беседы с Владимиром Путиным болгарский президент Георгий Пырванов заявил о принципиальной готовности его страны присоединиться к российско-итальянскому проекту газопровода «Южный поток». В рамках этого проекта итальянская государственная нефтегазовая компания ENI и «Газпром» планируют построить новый газопровод по дну Черного моря на глубине до 2 тыс. метров. Длина подводной части газопровода, половина которой будет принадлежать «Газпрому», и половина – ENI, составит 900 км, он должен достичь Болгарии, а там разделиться на две ветки, одна из которых пойдет на юг Италии, а другая – в Австрию и Словению.
«Южный поток», плановая общая мощность которого достигнет около 30 млрд. кубометров газа в год, составит реальную конкуренцию газопроводу Nabucco (проекту Запада) мощностью 31 млрд. кубометров в год, который в 2012 году пройдет с Каспийского шельфа в Европу через Турцию и Балканы (стоимость проекта – $5,1 млрд.). «Южный поток» на Балканах фактически повторяет маршрут Nabucco – вопрос в том, какой из проектов получит режим наибольшего благоприятствования в странах–транзитерах газа.
Ранее планировалось, что «Южный поток» пересечет Черное море параллельно «Голубому потоку», уже построенному «Газпромом» и ENI, и далее пойдет через Турцию. Однако Турция, которая открыто поддерживает альтернативный проект Nabucco, отказалась от участия в проекте, а «Газпром» не очень настаивал – и теперь в проекте участвует Болгария.
Отраслевые эксперты считают, что изменение маршрута «Южного потока» поможет газовому монополисту диверсифицировать коридоры поставок газа в Европу, что принесет и геополитические, и экономические выгоды.
Суммарная пропускная способность «Южного потока» и «Голубого потока» составила бы 48 млрд. кубометров. И если бы труба прошла через Турцию, то Анкара, будучи ближайшим союзником США в регионе, получила бы возможность влиять на энергобезопасность Евросоюза, и в какой-то момент могла бы предпочесть поставки азербайджанского или иранского газа российскому.
Кроме того, в условиях, когда Украина заявила о возможности повысить сборы с «Газпрома» за транзит по своей территории в 3 раза, новый проект позволит российской монополии избежать этого риска.
В этих условиях Болгария представляет для России более надежного партнера, тем более, что участие в проекте выгодно этой стране – она получит не менее $300 млн. дополнительных доходов от транзита российского газа. Ведь среднеевропейский транспортный тариф составляет $2-3 за прокачку 1 тыс. кубометров газа на 100 км.
Президент Владимир Путин уже поддержал партнеров. Новый проект «будет способствовать улучшению энергетической ситуации в Европе в целом», - заявил он. По мнению экспертов, «Южный поток» должен уверить Европу в том, что «Газпром» не станет концентрировать экспортные потоки на Азии.
По словам президента России, присоединение Болгарии к российско-итальянскому проекту повысит роль и значение этой страны, как крупного транзитного и распределительного центра в Европе, и приведет к повышению энергетической стабильности, диверсификации энергетического снабжения европейских стран, что «будет позитивно сказываться на международном энергетическом рынке».
Другие балканские государства также понимают необходимость объединения с европейской энергосистемой и важнейшую роль России, как ведущего поставщика топлива в такой стратегии. По словам президента Македонии Бранко Црвенковского, «только в этом случае можно говорить об обеспечении энергетической безопасности, и в этом отношении помощь Евросоюза и России была бы крайне важной».
Александр Радугин
Александр Радугин