«Черный день» для мировой торговли – так расценили в ЕС провал переговоров в Потсдаме. Между тем, причиной конфликта стало нежелание Индии и Бразилии принять требования ВТО, дающие несправедливое преимущество богатым странам. Скоро с этой проблемой столкнется и Россия.
США и ЕС создали очередное непримиримое противоречие с развивающимися странами в рамках ВТО. Это организация изначально была создана именно для того, чтобы устранять разногласия в мировой торговле, но уже давно стала проводником западного индустриального протекционизма.
Как заявили посол Сюзан Шваб и министр сельского хозяйства Майкл Джоханнз, США «глубоко разочарованы» провалом торговых переговоров в Потсдаме, поставившим под сомнение возможность завершения Дохийского раунда глобальных торговых переговоров под эгидой ВТО.
Ответственность за неудачу американские чиновники возлагают на Индию и Бразилию, которые «не проявили должной гибкости и не предложили «даже минимальных дополнительных возможностей для доступа на рынки».
Американцам вторят коллеги из ЕС – председатель Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу на днях заявил, что если Дохийский раунд не удастся завершить до конца текущего года, то «возможность оживления мировой торговли будет утеряна на долгие годы», а еврокомиссар по сельскому хозяйству Марианна Фишер Боэль даже сказала, что провал переговоров по ВТО в Потсдаме – «это черный день для многосторонней системы торговли».
Однако эффект этой драматической риторики подпортила та же Боэль, приоткрыв реальные причины конфликта. Дело в том, что Индия и Бразилия в обмен на открытие для США и ЕС своих рынков просили у индустриальных гигантов отменить европейские тарифы на импорт сельскохозяйственной продукции и американскую систему дотаций фермерам. Эти ограничительные меры просто закрывают рынки Европы для продукции аграрных стран, и позволяют фермерам Запада захватывать рынки с помощью демпинговых цен (как это было сделано в России с помощью «ножек Буша»).
Но ВТО, где тон задают США и их евролобби в ЕС, категорически отказывается хоть немного урезать протекционистские преференции Штатов и других представителей «золотого миллиарда», настаивая при этом, чтобы развивающиеся страны позволяли фактически грабить себя – в обмен на открытие своих рынков Западу государства вроде Индии и Бразилии получили бы лишь громкие лозунги о «глобализации, демократизации» и т.п.
Несогласная с такой постановкой вопроса Бразилия даже собиралась пойти на двусторонние переговоры с некоторыми членами ВТО, но аграрный комиссар ЕС сразу предупредила наивных латиноамериканцев, что «Евросоюз никогда не предложит на двусторонней основе таких условий, которые он готов предложить в многостороннем режиме». То есть, ВТО и дальше будет защищать позиции США и богатых стран Европы.
Новый тупик в разрешении вопросов Дохийского раунда переговоров в рамках ВТО – лишь свежее следствие неразрешимого противоречия между странами Запада и развивающимися странами, появившегося со времени образования Всемирной торговой организации.
Дохийский раунд начался 1 января 2001 года после соответствующего решения четвертой министерской конференции ВТО в Дохе (Катар). Уже тогда наиболее острыми и ключевыми вопросами в ВТО стала отмена экспортных субсидий сельхозпроизводителям Запада, на которой настаивали развивающиеся страны. Они прекрасно понимали, что поддержка США и Евросоюзом своих фермеров искажает конкуренцию и не дает бедным странам выйти со своей продукцией на мировой рынок. Но ни США, ни ЕС не хотели и не хотят терять свои преимущества в ВТО, в то же время постоянно твердя о необходимости либерализации рынка сельхозпродукции.
Стоит отметить, что изначально – до того, как США и «золотой миллиард» в Европе стали использовать ВТО в качестве протекционистской площадки – идея всемирной торговой организации была действительно эффективной.
ВТО, созданная в 1995 году с целью либерализации и регулирования международных торговых отношений 150 государств-членов, является преемницей Генерального соглашения по Тарифам и Торговле (ГАТТ), заключенного в 1947 году. А ГАТТ помогло преодолеть (наряду с созданными в 1944 году МВФ и МБРР) глобальный экономический кризис 1929 года, в том числе, снизив среднюю таможенную пошлину с 40% - к моменту подписания соглашения - до 4% в середине девяностых. Кроме того, правила ВТО изначально предусматривали ряд льгот для развивающихся стран-членов, в частности, более высокий уровень таможенно-тарифной защиты рынков по сравнению с развитыми государствами.
С тех пор идеология и направленность ВТО сильно изменились. Как отмечают эксперты, сегодня ВТО от идей свободной торговли и стимуляции экономического роста явственно склоняется к предоставлению несправедливого приоритета мультинациональным корпорациям и богатым странам. При этом небольшие страны имеют очень малое влияние на ВТО, а индустриальные гиганты (несмотря на заявленную цель – помощь развивающимся странам) концентрируются, прежде всего, на своих коммерческих интересах. Вопросы здравоохранения, безопасности и защиты окружающей среды постоянно игнорируются в пользу дополнительных льгот для бизнеса.
Идеология нечестного преимущества повлияла даже на взаимоотношения США и ЕС – между ними постоянно идут ожесточенные торговые споры. Например, широкую огласку получил конфликт относительно введенных США в марте 2002 года высоких пошлин на импорт европейской стали с целью поддержки американской сталелитейной отрасли. Европейский Союз расценил это как запрещенную нормами ВТО дискриминацию.
Вместе с тем, членство в ВТО имеет и определенные преимущества – унификация и стандартизация национальной международной торговли, режим наибольшего благоприятствования, который члены ВТО должны предоставлять друг другу, интеграция и углубление международного разделения труда и т.п.
Это вопросы особенно актуальны для России, которая может завершить переговоры по ВТО до начала 2008 года, как заявил глава МЭРТ Герман Греф на пресс-конференции по итогам Петербургского экономического форума. Несмотря на преимущества членства в организации – по некоторым оценкам, «максимальная теоретически возможная выгода отечественных предприятий от присоединения России к ВТО равна $23 млрд. в год – наша страна рискует «отдать часть своего рынка», эквивалентную примерно $90 млрд. в год.
Чтобы этого не случилось, России, пользуясь преимуществами членства в ВТО, придется занять и активную позицию защиты своих интересов по ключевым разногласиям Дохийского раунда. В частности, членство в ВТО – на условиях ВТО – ограничит помощь государства российскому сельскому хозяйству суммой не более $9 млрд. в год (в 2006 году объём помощи уже составлял $3,5 млрд. в год). Также в течение 7 лет мы должны будем снизить таможенные пошлины на промтовары примерно на треть и фактически снова пойти навстречу фермерам США, субсидируемым Вашингтоном, которые при Ельцине уже делали попытку закормить россиян стероидными «ножками Буша» или генетически модифицированными овощами.
К счастью, сейчас Россия способна ставить свои условия по ключевым вопросам членства в ВТО, и делает это. В частности, вступив в ВТО, Россия будет добиваться снижения госсубсидий сельскому хозяйству, которые применяются в западных странах.
«Или сокращайте объем субсидий, хотя бы для экспорта, либо мы будем ставить на границе компенсационные пошлины (на импорт продуктов из ЕС) для создания равных условий», - сказал глава МЭРТ Герман Греф, уточнив, что эти субсидии необходимо снизить на 70% – только в таких условиях у российского АПК появится «шанс стать одним из самых конкурентоспособных на европейском континенте».
Таким образом, Россия, вступая в ВТО, поневоле попадает в один из двух противоположных лагерей – к развивающимся стран, противникам субсидирования (в терминологии Дохийского раунда). Теперь она вынуждена будет бороться против протекционистской политики США и ЕС, направленной на защиту собственных производителей – вместо того, чтобы просто получить «разрекламированные» преимущества членства.
Но и здесь возникает противоречие, свойственное ВТО. Сейчас страна имеет значительные средства от продажи нефти, часть которых можно вложить в субсидирование собственного агропроизводителя. Но тогда позиция России окажется непоследовательной, а США и ЕС, играя первые скрипки в ВТО с момента ее основания, по организационным причинам смогут более успешно лоббировать в организации свои интересы.
Возможное изящное решение этой противоречивой ситуации предложил президент РФ Владимир Путин. 10 июня он заявил, что существующие международные организации не вполне справляются с регулированием глобального международного рынка и предложил подумать о создании евро-азиатского аналога ВТО.
«Структуры, созданные в расчете на небольшое количество активных игроков, выглядят архаичными и недемократичными. Далеки они и от учета современного расклада сил. И поэтому старые методы принятия решений подчас не работают. Это отчетливо видно на примере ВТО и переговорного процесса в рамках Дохийского раунда, который фактически зашел в тупик», - сказал Путин, выступая на Петербургском международном экономическом форуме. Он отметил, что «сегодня протекционизм часто исходит из развитых экономик, учредивших эту организацию», и именно в таких странах сосредоточена большая часть государственных объемов по поддержке бизнеса.
По-видимому, организаторы ВТО (США и богатые страны ЕС), считают, что ВТО будет существовать вечно, обеспечивая им несправедливые конкурентные преимущества в международной торговле. Но консервативная приверженность интересам нынешних хозяев может сослужить плохую службу ВТО, которая в таких условиях вскоре перестанет отвечать веяниям времени.
Александр Радугин
Александр Радугин