Авиасалон во Франции иллюстрирует усиление конкуренции на мировом рынке. Россия заключила несколько впечатляющих контрактов на продажу военных самолетов. Но в области гражданской авиации гораздо большим спросом пользовалась зарубежная продукция.
В пятницу авиасалон в парижском предместье Ле-Бурже открывается для широкой публики. До этого экспозиция была доступна только профессионалам. В течение четырех дней было подписано несколько крупнейших контрактов, и уже можно подвести итоги.
В Ле-Бурже съехались ведущие специалисты со всего мира. В авиасалоне принимают участие около 2000 компаний и предприятий из 42 стран. На выставочных площадях представлено более 140 самолетов, вертолетов и других летательных аппаратов, из которых 40 совершают демонстрационные полеты.
Авиация и космонавтика перешли в разряд жизненно важных сфер бизнеса транснациональных корпораций, и на рынке усиливается конкуренция. Именно международные авиасалоны хорошо иллюстрируют борьбу за заказы и новейшие разработки.
Российская экспозиция в этом году стала одной из самых крупных – более 400 наименований изделий военного предназначения, выпускаемых пятьюдесятью предприятиями оборонно-промышленного комплекса.
Наряду с традиционными участниками салона, такими как "МиГ" и "Сухой", впервые свою продукцию выставили концерны "Алмаз-Антей" и ФГУП "ЦАГИ". Настоящей сенсацией стало появление в небе Парижа многофункционального истребителя МиГ-29ОВТ, который оснащен двигателем с отклоняемым вектором тяги и благодаря этому исполняет фигуры высшего пилотажа, недоступные ни одному самолету мира.
Помимо этого, специалисты были ознакомлены с учебно-боевым самолетом Як-130, новым ударным вертолетом Ми-28НЭ "Ночной охотник" и другими образцами авиатехники.
Но кроме громких и эффектных демонстраций велась кропотливая работа по налаживанию диалога в области долгосрочных партнерских отношений с зарубежными партнерами – такими, как французский Thales и европейский Airbus.
Уже в первые часы работы российская авиакомпания S7 – вторая по числу пассажиров после "Аэрофлота" – подписала контракт с Airbus на поставку 25 самолетов А-320 на сумму 1,6 млрд. долларов. Вслед за этим " Аэрофлот" заключил договор о покупке у Airbus 22 дальнемагистральных лайнеров А-350, способных взять на борт от 270 до 350 пассажиров и выполнять полеты на расстояние 15 тысяч километров.
Компания "Сухой" подписала первый зарубежный контракт на поставку десяти ближнемагистральных самолетов Superjet-100 c итальянской компанией ItaLy, которые "Сухой" запустит в серийное производство в 2008 году. Россия уверена, что потребность в этом самолете по всему миру составит в ближайшие годы от 800 до 1200 единиц.
На выставке внимательно отслеживалось продвижением за рубеж военной техники. Первым зарубежным покупателем высотного перехватчика МиГ-31Э стала, по словам участников российской делегации, "одна из ближневосточных стран". Речь идет о покупке восьми самолетов стоимостью 400 миллионов долларов.
МиГ-31 – наиболее мощный самолет в своем классе, не имеющий аналогов по вооружению и скорости. Группа из четырех таких машин способна оборонять воздушное пространство на фронте до 1000 километров. Кстати, Казахстан, в свою очередь, решил закупить 5 таких перехватчиков, а также восстановить летную годность и модернизировать те, что уже стоят на вооружении.
В космическом секторе речь идет о контракте на запуск четырех российских ракет производства ракетно-космического центра "ЦСКБ-Пргресс" в рамках проекта "Союз в Гвианском космическом центре".
Еще один договор стал свидетельством роста интереса западных партнеров к долгосрочному сотрудничеству с оборонными предприятиями России. "Уральский оптико-механический завод" и французская компания Sagem договорились создать совместное предприятие, которое будет заниматься производством и послепродажным обслуживанием в России тепловизионных камер последнего поколения. УОМЗ обеспечивает потребности авиации в оснащении их оптико-электронными лазерными прицельными системами, Sagem специализируется в области оптико-электронных систем и систем "земля-воздух".
На этом фоне можно говорить о серьезном прорыве российской военной авиации на международный рынок. Ясно, что свою нишу могут найти производители, работающие в гражданском секторе. В то же время, крупные закупки самолетов у концерна Airbus свидетельствуют о недостаточном развитии авиапрома.
Владимир Анохин, «Правда.Ру»