Давно присутствующее в Европе слияние и поглощение компаний через три–четыре года станут родными и для России. Сейчас в нашей стране рейдерство в основном известно как захват предприятий. Однако, Россия созрела для перемен. Бороться с черным рейдерством решили на государственном уровне. Что принесет это иностранное явление российскому бизнесу? Своим мнением с "Правдой.Ру" поделились эксперты.
Иностранное слово «рейдерство» становится родным для России. В ближайшие годы конструктивное развитие бизнеса нашей страны пройдет под флагом слияний и поглощений – такой прогноз на днях озвучили на инвестиционном форуме EMPEC. Россия уже готова к лучшим переменам – общественность и власти постепенно выходят из стереотипов 90-ых годов, когда рейдерство зачастую было вне правового поля.
Сейчас проблема криминальных захватов вынесена на государственный уровень. Так, 19 июня в Торгово-промышленной палате пройдет заседание по безопасности предпринимательской деятельности. По словам участников форума, главная задача борьбы с «черным рейдерством»– реабилитировать в стране цивилизованный рынок слияний и поглощений, в том виде, в каком он представлен на Западе.
Своим мнением о рейдерстве с "Правдой.Ру" поделились член комиссии Торгово-промышленной палаты России по мониторингу и противодействию противоправным поглощениям Юрий Борисов и представитель в Совете Федерации от Ульяновской области Александр Калита.
По словам Юрия Борисова, абсолютно нормального западного поглощения, даже враждебного, нам ждать, наверное, года три-четыре. В нашей стране не так развит биржевой рынок. Нынешняя ситуация напоминает Америку в конце 19 века. Идет процесс монополизации рынка, который связан с массированными враждебными поглощениями и нарушением законов. Как вы помните, тогда в США были бароны-разбойники - Вандербильт и прочие. Только потом начинаются всякие антитрестовские законы и т.д.
- Сегодняшние слияния и поглощения можно назвать законными?
- Смотря для кого. Очень законно и вполне цивилизованно, например, создали огромную монополию «Российский алюминий». Это слияние – первое добровольное в стране произошло в 2000 году между Дерипаской и Абрамовичем 50 на 50. Это очень редкое явление в мире.
Крупный бизнес у нас работает вполне цивилизованно. Если вспомнить персонажей конца 90-х, то действовали они похлеще нынешних рейдеров. Тогда захватывались активы, которые стоили миллиарды. То, что захватывают сегодня – это мелочи.
- В результате слияний и объединений увольняют массу людей, и это может грозить безработицей?
- Не обязательно. Враждебное поглощение и слияние, как правило, не приводит к сокращению рабочих мест. Наоборот, скорее, к их к увеличению в перспективе рынка и производства. Увольнения обычно происходят, когда распродается компания по частям, потому что при этом рейдера не заботит бизнес, его волнует имущество, которое он хочет распродать.
- В российской практике есть позитивные примеры создания рабочих мест при объединении?
- Не знаю… например, «Фабрика Алексеева», напротив Белого дома, где сначала хотели сделать офисный центр. Но этого не позволила московская мэрия. Там осталась фабрика, был также создан «Центр трудоустройства и социальной поддержки» не только для рабочих завода Алексеева, которых переучивали, но и для других людей.
Но в основном сейчас за что идет борьба, за московскую землю и недвижимость. Рейдерский метод - купить за копейку то, что стоит рубль. Тут уже не стоит вопроса о создании рабочих мест.
В Российских регионах о рейдерстве высказывают свое мнение. " Мое отношение к рейдерству негативное.…но все же для усиления на международной арене наших предприятий, это конечно положительный момент…", - утверждает Александр Калита.
- Много говорится о том, что предприятия надо выводить из столицы в регионы. На ваш взгляд новые промышленные активы принесут какие-то положительные моменты субъектам?
- Вообще в цивилизованных странах, в столице располагаются власть и правительство, а вся промышленность находится в других местах. Региону новые предприятия дают дополнительный бюджет, повышение уровня жизни. Новые рабочие места. Яркий пример - Чукотка.
- Если предприятия выведут за пределы Москвы, не обернется ли это безработицей для первопрестольной?
-Думаю, что нет. В столице сосредотачиваются сфера услуг, банковский капитал и очень много представительств. Здесь есть достаточно возможностей, которые позволяют нормально жить.
Анастасия Чепалда