Российские системы залпового огня, наследницы легендарных “Катюш” по-прежнему самые грозные в мире. На выставке вооружений MILEX-2007 (Минск, Белурусь) корреспонденту ПравдыРу удалось побеседовать с начальником сектора внешнеэкономических связей ГНПП “Сплав” Геннадием Иванюком.
Сейчас самая мощная система залпового огня “Смерч”, поставляется в Индию. Для Индийской армии была разработана система с новыми снарядами, имеющими дальность стрельбы до 90км. В базовом варианте дальность составляла 70км. Остальные характеристики остались практически теми же, за исключением, самоприцеливающихся элементов для поражения бронированных целей. Такие снаряды имеют совершенно новые самоприцеливающиеся элементы, которые намного более эффективны чем те, которые были на первых снарядах “Смерча”.
Российские “Смерчи” поставляются в Индию на Чешском шасси. “Традиционное” шасси – МАЗ-543 Минского автозавода. Сейчас Брянский завод практически полностью освоил всю номенклатуру колесных тягачей, но пока “Смерч” “ездит” на другом шасси. По словам Геннадия Иванюка сейчас существует сложившаяся кооперация. “Смерч” устанавливается на шасси Татры потому что каждый заказчик запрашивает то, что устраивает именно его. Заменить шасси не так просто. Это связано с обеспечением сервиса, эксплуатации. В Индии, например, давно существует хорошо развитый и повсеместно распространенный сервис по Татре. Поэтому со стороны Индии и был запрос конкретно под это шасси.
В тоже время если бы Российские вооруженные силы начали бы сейчас закупать “Смерчи”, Геннадий Владимирович считает, что их ставили бы на брянское шасси. “Мы сейчас не видим минских шасси, приемлемых для “Смерчей”, - сказал он. В то же время хоть “брянский тягач полностью соответствует требованиям, эти требования не догма”. Что-то меняется, идут новые разработки.
Мы не могли удержаться от банального вопроса по поводу сравнения последней версии “Смерча” с иностранными системами залпового огня подобного класса. “Дело в том, что “Смерч” - это уникальная система, которой нет аналогов в мире, поэтому о “подобном классе” говорить не совсем корректно. Пытаются отельные военные специалисты и псевдо историки сравнить “Смерч” с передовой на западе системой ER-MLRS, но это система совершенно другого калибра, 227мм (Himars of Lockheed Martin), это как бы аналог нашего “Урагана”. Но “Ураган” был выпущен на восемь лет раньше, поэтому те решения, которые были заложены в западный комплекс, позволили его автоматизировать и сделать достаточно интересным. “Ураган” же очень простая система. Она доступна, проста в эксплуатации, неприхотлива”, - сказал Геннадий Иванюк.
Оценивая перспективы закупок систем залпового огня для нашей армии в условиях, когда гособоронзаказ постоянно растет и увеличивается количество вооружений, закупаемых для Российских вооруженных сил, представитель завода-изготовителя так оценил свои перспективы: “Вообще-то наша армия достаточно насыщена реактивными системами залпового огня. Военные тактики с имеющимися средствами могут эффективно решать все задачи по обеспечению обороноспособности страны в плане сухопутных войск, военно-морского флота. Единственное направление сейчас, это, наверное, модернизация имеющихся систем. Для “Града” например, есть новые снаряды. Существующие имеют дальность 40 км. Кстати, они постоянно проходят освидетельствование и сейчас можно сказать, что в свое время для “Града” был сделан очень удачный снаряд. Пролежав 30 и более лет он имеет такие характеристики, как и только что выпущенный. Именно поэтому “Грады” очень популярны во всем мире, они есть в армиях 60 государств. Китай, например, скопировал систему “Град”, но там далеко не все получается. Есть определенная школа, ноу-хау, которой у них нет”.
Отметим, что у специалистов не вызывает сомнения востребованность систем залпового огня как вида вооружений в современных конфликтах. Наш вопрос касался их чрезвычайно большой “заметности”. Вооруженные конфликты предыдущих десятилетий в Азии и Африке показали, что при определенных обстоятельствах системы залпового огня имеют свою особую роль. При наличии 3-4 членов экипажа одна система способна решать задачи, которые в принципе под силу только целому подразделению.
Сейчас в российской “оборонке” повсеместно формируются холдинги. В структуре производства систем залпового огня “Сплав” является ключевой организацией. У него около полусотни смежников. Поэтому де-юре холдинга как бы нет, но наши разработчики и партнеры остались. Все прекрасно работают, иначе и поставленные задачи было бы невозможно выполнить. Поэтому на данный момент вроде бы и объединятся не с кем, так как “Сплав” в своем роде единственная структура подобного типа. С другой стороны, сейчас решения принимаются “наверху”. Может быть, какие-то холдинги и появятся. Но со “Сплавом” это вопрос не сегодняшнего дня.
Юрий Селезнев, «Правда.ру»