Исполнительный секретарь Межрегионального профсоюза работников судостроения и судоремонта Cергей Прокофьевич Максименков в Северодвинске (Архангелськая область) гость достаточно частый.
Морскую столицу, как называют Санкт-Петербург, и город корабелов связывают традиционные узы не только совместной деятельности, но и, по выражению самого Максименкова, “настоящей профсоюзной дружбы”. Нынешний его приезд был связан с целым комплексом вопросов: это и 55-летие “Арктики”, и прошедшие события на “Севмаше”, и предстоящие на “Звездочке”.
-- Сергей Прокофьевич, как Вы оцениваете работу северодвинских “корабельных” профсоюзов?
-- Скажу прямо: питерцам есть чему поучиться у северодвинцев. Ну, например, у вас очень грамотно выстроены взаимоотношения со СМИ, с администрацией предприятий, с депутатами, с областными властями. Активно идет подготовка к летнему отдыху корабелов. Ну и многое другое, конечно.
Но есть некоторые моменты, в которых и северодвинцам есть чему поучиться у корабелов Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Например, нам удалось в течение семи заседаний комиссии, состоящей из ассоциации работодателей судостроителей Санкт-Петербуга с одной стороны, и профсоюзов с другой стороны, провести и семь заседаний совместной комиссии по выработке отраслевого регионального тарифного соглашения. Оно уже практически сверстано и, надеюсь, в мае будет подписано. Мы считаем это нашим достижением. И особенно заинтересованы в этом процессе в связи с формированием Объединенной судостроительной корпорации.
-- Как складываются взаимоотношения корабелов Питера и Северодвинска в свете создания корпорации?
-- Мы как бы синхронизируем с Северодвинском некоторые наши позиции. Процесс только начинается. Есть Указ президента, есть установленные сроки, формируются предварительные структуры холдинга. И мнение профсоюзов должно тоже учитываться. Конечно, мы не та сторона, которая принимает окончательные решения, но без учета мнения профсоюзов, то есть, по сути, без учета мнения трудовых коллективов, правильные решения вообще не могут приниматься! Это связано и с кадровыми вопросами, и с идеологией подходов к диалогу между работодателями и работниками -- и здесь мы дорожим нашими отношениями, которые сложились за последний период.
Да, между питерцами и северодвинцами есть разница – и в прожиточном минимуме в Северодвинске и Санкт-Петербурге, и в условиях жизни. Не секрет, что множество наших, питерских специалистов сейчас приезжают в Северодвинск. Но ведь был период, когда и северодвинские корабелы активно работали на питерских верфях, И мы должны достаточно оперативно реагировать на процессы, которые происходят в области занятости и взаимопроникновения кадров друг ук другу.
-- Есть ли отличия в структуре формирования заработной платы между верфями Северодвинска и Санкт-Петербурга?
-- Впервые начиная с первого квартала этого года мы в Санкт-Петербурге формируем отчет о деятельности предприятия дополнительно ко всем остальным еще по двум показателям: доля заработной платы в себестоимости продукции предприятия и выработка на одного работника. Эти показатели вводятся вообще в системы формирования общей картины экономики Питера и Ленинградской области. Беря два таких интегральных показателя, мы начинаем уже смотреть, насколько производство на всех предприятиях соответствует сегодняшним требованиям. Это позволяет видеть экономическую составляющую предприятия. Ранее мы этого не делали. То есть чтобы требовать от работодателя, например, повышения зарплаты, нужно хорошо знать и реальную экономику предприятия. Мне кажется, для Северодвинска такой опыт пригодился бы. Тем более, что роль “Звездочки” и “Севмаша” для России все более возрастает в свете создания нового холдинга.
Записал Андрей Михайлов