Изменения в законодательстве, как и предсказывалось, погрузили рынок алкоголя в хаос. Потребители не могут оправиться от шока, производители несут миллиардные убытки, а эксперты единогласно сходятся в том, что кризис будет длиться еще долго.
Нельзя сказать, что коллапс наступил неожиданно. Поправки к закону о госрегулировании алкогольного рынка вступили в силу еще 1 января 2006 года. Впрочем, как и сейчас, тогда никто не был готов к преобразованиям, и реализацию нововведений пришлось отложить. С 1 апреля был запрещен ввоз импортного алкоголя с акцизными марками старого образца, а 1 июля страна полностью перешла на торговлю продукцией с новыми марками.
И конечно, как это всегда бывает в России, марок на всех не хватило. К тому же производителям пришлось срочно разбираться с еще одним нововведением – ЕГАИС, Единой государственной автоматизированной информационной системой. Суть ЕГАИС в том, что через нее должна регистрироваться каждая произведенная бутылка алкоголя, а после регистрации получать штрих-код с информацией о продукте. Таким образом, производство алкоголя будет находиться под современной электронной системой учета.
Наверное, на бумаге эта система действительно выглядела эффективной. Реальность же, увы, оказалась намного прозаичнее. Подключение к ЕГАИС – сложная и дорогостоящая процедура. Более того, сама система далеко не идеальна. Постоянно поступают жалобы на ее нестабильность и обилие ошибок. Даже приложив все усилия, раньше, чем через несколько месяцев, реализовать нормальную работу ЕГАИС будет невозможно.
Очевидно, что без экстренных мер урегулирования ситуации дефицит легальной алкогольной продукции приобретет чудовищные масштабы, и борьба с подпольным алкоголем – одна из причин, ради которых принимались поправки в законодательстве – будет полностью провалена.
Вслед за мгновенным исчезновением импортного вина из магазинов некоторые эксперты прогнозируют дефицит отечественной водки. Связано это все с теми же марками и ЕГАИС. Покупателю ничего не останется, как перейти на нелегальный алкоголь, и тогда неготовность рынка к преобразованиями может стоит нашим гражданам здоровья и даже жизни.
Несмотря на то, что продавцы дают самые неутешительные прогнозы по поводу того, когда в магазинах появится алкоголь, народ не теряет надежды и – что удивительно – находит желанное вино! В интернете на форумах от пользователя к пользователю распространяются адреса мест, где каким-то образом еще продают алкогольную продукцию со старыми акцизными марками. На вопрос, почему эти правонарушители еще не понесли кару, народ отвечает просто: знают, кому «дать на лапу».
Кстати, в интернет-магазинах тоже подчас идет бойкая торговля алкоголем. Правда, на вопрос об акцизных марках продавцы предпочитают отмалчиваться.
- Скажите, действительно можно заказать в вашем магазине алкогольные напитки?
- Да, возможно... Позвоните по телефону с сайта.
- Скажите, а как у вас обстоят дела с акцизными марками?
- Никак.
- То есть старые еще?
- Возможно. А вам марки нужны или напитки?
Нельзя забывать и о том ущербе, который несут рестораны, которые теперь вынуждены сокращать свои карты вин с десятка наименований до одного или двух. А ведь объемы закупок в ресторанах очень велики, и теперь все приобретенное нужно куда-то девать.
Есть два пути. Законопослушные предприниматели возвращают вино поставщикам, естественно, неся убытки. Тем более это далеко не всегда оказывается возможным. Те же, кому прибыль важней риска, из-под полы или даже открыто продают посетителям алкоголь со старыми марками. Но важно помнить о том, что всего этого можно было бы избежать. Времени на приведение ситуацию в норму было около полугода. Теперь же за упущенные возможности расплачиваются и продавцы, и покупатели.
Что ждет нас в перспективе? Эксперты предсказывают, что рынок придет в нормальное состояние не раньше чем через два-три месяца. Что ж, будем надеяться, что хотя бы к Новому Году на столах наших граждан появиться легальное и качественное вино.
Предполагается, что в связи с введением дорогостоящего ЕГАИС с рынка алкоголя уйдет большое количество мелких предпринимателей, и выжить смогут только большие компании. Кроме того, все говорят о неизбежном повышении цен на алкогольную продукцию. Впрочем, цифры называют самые разные: от 3% до 20% увеличения стоимости.
А на месте простого потребителя остается только ждать и надеяться, что нам на голову не свалится еще одна алкогольная реформа. Ведь кое-что в магазинах все-таки осталось, несмотря на все марки и ЕГАИСы. И главное – не стоит паниковать. Паника создает ажиотаж, под который так легко продать некачественный товар. А если подойти к покупке алкоголя с трезвым умом – всегда можно найти, что выпить.
Андрей Чиж