Россия практически неизбежно вступит в ВТО – дебаты внутри страны уже имеют второстепенное значение, и дело лишь в нормальном завершении межгосударственных переговоров. У уязвимых отраслей, которые не смогли получить преференций в случае полного открытия внутренних рынков (чего требуют правила ВТО), осталось менее года успеть подготовится к новым правилам экономических отношений и к безоговорочной конкуренции с иностранными производителями.
Отечественному агропромышленному комплексу тоже придется готовиться к вступлению в ВТО, хотя даже сам министр сельского хозяйства Алексей Гордеев считает, что условия переговоров не выгодны для России. А специалисты вообще предупреждают, что российский АПК в условиях открытой глобальной конкуренции самостоятельно выжить не сможет.
По требованиям, предъявляемым к России, необходимо отказаться от большей части протекционных мер, в том числе и от основного защитного средства производителей курятины – института квотирования. Именно проблема с импортом мяса птицы в Россию заботит США больше всего, являясь камнем преткновения в вопросе вступления в ВТО. И если Москва пойдет на уступки, то по отечественному рынку стройными шеренгами уверенно затопают «ножки Буша».
Россия может быть просто завалена и другим более дешевым импортным продовольствием. В подобных условиях отечественным компаниям сложнее будет бороться за свою долю рынка, что, в конце концов, может привести к нерентабельности данного бизнеса. В компании «Главпродукт» сказали «ПРАВДЕ.Ру», что они опасаются не столько засилья дешевого, сколько некачественного импорта: «Существуют определенные опасения - не захлестнет ли Россию импорт дешевых и некачественных продуктов питания, не подверженных ГОСТированию и тому жесткому контролю, который осуществляется органами государственного контроля при производстве продуктов питания на территории Российской Федерации».
За судьбу внутреннего рынка опасается и заместитель директора института Проблем Глобализации Константин Бакулев, который в беседе сказал «ПРАВДЕ.Ру»: «При обсуждении вступления в ВТО идет защита только товаров, предназначенных на экспорт. Внутренний же рынок, получается, будет отдан на откуп заграничным импортерам». Он привел в пример ситуацию в рыбном хозяйстве, где плата за аренду траулеров идет в виде пойманной рыбы. Естественно, что эта рыба сдается по низкой стоимости. А дальше валютоемкий товар продается уже по совсем другой, более высокой цене. «Идет международный полукриминальный оборот. И если Россия вступит в ВТО на существующих условиях, то данная картина будет просматриваться и в отношении других отраслей. Внутренний рынок вообще перестанет существовать или окажется под контролем экспорта», - говорит эксперт.
Прямая зависимость от импортеров таит в себе опасность – если даже повысятся цены у импортеров или конъюнктура рынка, мы не сможем соскочить с «продовольственной иглы». Необходимо иметь свои собственные запасы и резервы. Да только запасать и резервировать особо нечего. В Мининистерстве сельского хозяйства приводят статистику, по которой «лишь 25% хозяйств адаптировались к рыночным условиям, а 40–45% – экономически неустойчивы или хронически убыточные». Наблюдаемый же за последние 6 лет рост в сельхозпроизводстве все равно в несколько раз ниже, чем прирост импортных продуктов. К этому еще надо добавить чрезвычайную слабость нормативной базы.
Однако есть и специалисты, которые считают, что вступление в ВТО – это дополнительная возможность для развития российского АПК, но никак не угроза. Требование перехода на единые мировые технические стандарты производства – это прямой путь к технической модернизации мощностей и к избавлению от переизбытка активов. Не пускают же нас в ВТО потому, что просто боятся прихода на мировой рынок продовольствия российского производителя.
Эти специалисты уверяют, что в России есть действительно сильное зерновое хозяйство, конкурентоспособное на мировом рынке. На экспорт зерна возлагается задача стабилизации и развития чуть ли не всего российского АПК: он служит эффективным способом стабилизации цен на зерно внутри страны, а это, в свою очередь, поддерживает уровень цен ниже мировых. Вслед за этим увеличивается конкурентоспособность животноводческих, птицеводческих отраслей, а также и конкурентоспособность российских молочных продуктов. Экспорт зерна даже является фактором социальной стабильности, т.к. благополучно влияет на экономическое развитие целых регионов: Краснодарский край, Ставропольский край, Ростовская область.
Казалось бы, экспортируй да радуйся. Однако все это благополучие достигнуто лишь удачным сочетанием «больших плодородных площадей, низкой стоимости труда и энтузиазма компаний-экспортеров». Подобный ресурс имеет свой лимит. К тому же государственные субсидии экспорта в странах европейского сотрудничества превышают отечественные субсидии в 10 раз, что не добавляет оптимизма нашим производителям. Отсюда становится ясно, что без господдержки никак не обойтись: без комплексной стратегии развития зернового экспорта положительная динамика долго не продержится.
Отрадно заметить, что какие-то подвижки в этой связи уже наметились. Так, правительство планирует в уже наступившем году увеличить финансирование Агропрома на 60%, что должно составить 40 млрд. рублей. А пошлины на импорт обещают поднять вдвое выше существующих – правда, эта мера поддержки отечественного производителя идет в разрез с требованиями международной торговой организации.
Ко всему этому специалисты отмечают, что Россия должна строить свою позицию с учетом не только норм и правил ВТО, но и с учетом перспектив развития отечественного агропромышленного производства. Необходимо разработать сопоставимый с другими странами-участницами ВТО уровень внутренней господдержки АПК и экспортного субсидирования. Тем более что импортные пошлины остаются пока единственно реальной защитой экономических интересов, в первую очередь, товаропроизводителей сельского и рыбного хозяйства, а также предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности.
«Одним из главных спорных вопросов при вступлении в ВТО является прямая государственная поддержка сельского хозяйства, – сказал «ПРАВДЕ.Ру» вице-президент Российского Зернового Союза Александр Корбут. – Наша сторона настаивает на поддержке в объеме около 10 млрд. долларов с ее постепенным уменьшением. Члены ВТО требуют более низкий уровень. Хотя у самих этих стран очень высокий уровень господдержки.
«Кроме того, России запрещают экспорт агропромышленных товаров, который чрезвычайно важен для развития нашего сельского хозяйства. Отказывают и все, без каких-либо оснований, хотя Европа в свою очередь субсидирует экспорт своего зерна по 9 евро на 1 тонну, - продолжает Корбут. - Еще пример. Требуют от нас снизить фитосанитарные нормы, хотя у стран-участниц ВТО эти же нормы достаточно высокие, и их не собирают снижать. Налицо политика двойных стандартов. И здесь главное, чтобы в переговорах по ВТО наше сельское хозяйство не стало разменной монетой».
Получается, что единственной проблемой при вступлении в ВТО становятся условия, которые нам предъявляют, но на которые мы не соглашаемся. Страны-участницы ВТО хотят от России максимум уступок, но взамен ничего не предлагают, не идут на уступки и желают сохранить для себя все существующие привилегии.
На вопрос, почему такая двойственная политика, дается ответ: мы уже члены, а вы – нет, у нас уже есть договоренности в рамках ВТО, а у вас – нет. Все просто. Еще хорошо, что у российской стороны достаточно здравого смысла, чтобы не позволить политическим интересам возобладать над экономической целесообразностью. Останется ли наша позиция непоколебимой до конца? Вероятнее всего, когда-нибудь стороны придут к компромиссу.
Пока ясно только одно - на данном этапе Россия не достигла условий, благоприятствующих для ее вступления в ВТО. «Будущее российского АПК зависит от того, каких условий добьются переговорщики. – сказал «ПРАВДЕ.Ру» первый заместитель председателя комитета Совета Федерации по экономической политике, предпринимательству и собственности Владимир Гусев. - Многое зависит и от готовности государства субсидировать отечественных производителей. Необходимо не только контролировать, но и помогать». В конце беседы Владимир Кузьмич подчеркнул, что, не добившись условий, «способствующих развитию отечественного сельского хозяйства, вступать в ВТО опасно».
Гаянэ Мацейчик