Экспертная комиссия государственной экологической экспертизы (ГЭЭ) отклонила технико-экономическое обоснование проекта трубопровода "Восточная Сибирь - Тихий океан" (который также называют "Восточным трубопроводом"), признав его экологически небезопасным. 40 из 52 экспертов высказались против прокладки трубопровода в 800 м от уреза воды, то есть в пределах водозаборной системы Байкала.
Читайте также: Нефтепровод из Восточной Сибири пойдет в Находку, минуя Китай
В итоге сроки реализации одного из важнейших инфраструктурных проектов страны могут быть сорваны. Правда, в "Транснефти", отвечающей за строительство трубопровода, уверяют, что никаких актов о запрете не получали. "Похоже, желаемое выдается за действительное", - сказал «ПРАВДЕ.Ру» вице-президент "Транснефти" Сергей Григорьев.
По мнению экологов, проект в нынешнем виде несет «большую опасность для озера — объекта Всемирного наследия», так как прокладка предполагается в пределах Байкальской рифтовой зоны, где постоянно происходят землетрясения силой до 7-8 баллов. Ведомство предписало нефтяной компании доработать материалы по проекту и представить их для экспертизы повторно.
Нужно отметить, что отрицательное заключение по проекту было вынесено ведомством, несмотря на то, что в начале этого года президент назвал проект строительства Тихоокеанского нефтепровода приоритетным. Строительство его первого этапа должно было начаться уже летом 2006 года и завершено в 2008 году. Это позволило бы поставлять нефть по трубопроводу как в Китай, так и до Тихого океана комбинированной перевозкой с железной дорогой. Как полагают эксперты, общая мощность нефтепровода может составить 80 млн т нефти в год, из которых 30 млн т предположительно пойдет на Китай. Однако теперь в связи с переподготовкой документов начало стройки может отодвинуться на несколько лет.
Напомним, что проект восточного нефтепровода "Транснефти" уже не в первый раз не проходит экологическую проверку. По первому варианту этого проекта труба должна была пройти от г. Ангарска на север до Байкало-Амурской магистрали (БАМ), затем вдоль БАМа на Дальний Восток до порта Находка. В 2003 году Министерство природных ресурсов РФ отклонило этот проект на основании того, что труба пересекала территорию Всемирного природного наследия "Озеро Байкал".
После того как первоначальный вариант трубопровода был отклонен, в 2004 г. компания "Транснефть" подготовила другой, по которому труба была отодвинута на 80-100 км от Байкала. На этот раз «Транснефть» заручилась одобрением Минприроды. По мнению ГРИНПИС, экологическая экспертиза проводилась тогда с многочисленными нарушениями.
Однако от этого проекта отказалась сама "Транснефть", объяснив причины переноса трассы тем, что маршрут в 100 км от Байкала "не давал возможности для строительства". Тогда и был предложен третий вариант: трасса "Нефтепроводная система Восточная Сибирь - Тихий океан" (ВСТО), которая, как убеждены независимые экологи, была незаконно перенесена на берег Байкала.
Немало обеспокоились предстоящим строительством нефтепровода в 800 метрах от озера и в комитете Всемирного наследия ЮНЕСКО. Эксперты ЮНЕСКО и МСОП (Международного Союза охраны природы) заявили, что прохождение нефтепровода через территорию Всемирного наследия будет грубейшим нарушением Конвенции об охране Всемирного природного и культурного наследия. В этом случае комитет Всемирного наследия примет решение о переносе Байкала в список "Всемирное наследие в опасности", чему Россия активно сопротивлялась в последние несколько лет.
Сейчас «зеленые» ожидают следующего этапа: "Ростехнадзор" должен официально подтвердить решение проведенной экспертизы. Неправительственные природоохранные организации на протяжении нескольких лет били тревогу, указывая на несовершенства и слабую проработку проекта, и надеются сейчас на честное и непредвзятое решение надзорного ведомства. "Мы рассчитываем, что Ростехнадзор России, не поддавшись на давление со стороны "Транснефти", в ближайшее время утвердит заключение своим приказом в соответствии с действующим законодательством», - заявляют во Всемирном Фонде Дикой Природы.
В «Транснефти» также рассчитывают на честность и непредвзятость экспертов «Ростехнадзора». Как сообщил «ПРАВДЕ.Ру» вице-президент "Транснефти" Сергей Григорьев, пока в нефтяной компании не получили акта, подтверждающего запрет строительства. Более того, по их информации, в Росэкспертизе также пока нет такого акта. «Похоже, желаемое выдается за действительное. Насколько я знаю, есть мнение, ни на чем не основанное, что строить нефтепровод нельзя. Сообщается о каком-то заседании, где какие-то эксперты высказались в этом духе. Однако никакого заключения компания не видела», - сказал Григорьев.
По словам вице-президента, компания «Транснефть» в проекте Тихоокеанского нефтепровода соблюла все нормы экологической безопасности. «Примечательно то, что экологи ни в чем конкретно нас не обвиняют. Они не имеют претензий к спецстали повышенной прочности, которая будет использоваться в Байкальской зоне, не высказывают своего мнения относительно интеллектуальной системы мониторинга, - отмечает Сергей Григорьев. – Единственное, что мы слышим: «рядом с Байкалом – нельзя!».
Вице-президент «Транснефти» обратил внимание также и на то, что расстояние в 800 метров до воды не является нарушением. «Водоохранная зона составляет 500 метров», - подчеркнул он.
Однако Сергей Григорьев не исключил возможность сотрудничества с природоохранными организациями, если возникнет необходимость переработки документов. «Если правительство подтвердит, что мы применили технологии, не позволяющие обеспечить экологическую безопасность, мы готовы идти на диалог с экологами», - заявил Сергей Григорьев.
«Экологи не выступают в целом против трубопровода на Тихий океан», - уточнил в беседе с «ПРАВДОЙ.Ру» директор Общественного Фонда «Гражданин» Максим Шингаркин. По его словам, критика касается конкретно маршрута, а точнее двух его участков: того участка, который проходит в зоне водозабора озера Байкал, и конечного участка в бухте Перевозная. Эколог согласен с тем, что вопрос прокладки нефтепровода вблизи озера Байкал может быть решен в случае применения комплекса природоохранных мероприятий, например, «труба в трубе».
С подобными проблемами, по словам директора фонда «Гражданин», уже сталкивались американские нефтяники, когда прокладывали Трансаляскинский нефтепровод. «Тогда именно благодаря деятельности экологических организаций нефтяники смогли найти и применить на практике целый комплекс решений, позволяющих и сейчас считать Трансаляскинский трубопровод самым безопасным на планете», - говорит Шингаркин.
Он убежден, что при сегодняшних ценах на нефть «Транснефть» обладает необходимым ресурсом, чтобы последовать примеру своих аляскинских коллег. «В этом случае, возможно Россия станет обладателем самого высокотехнологичного и безопасного нефтепровода», - выразил уверенность Шингаркин. Против такого проекта экологи, конечно, возражать не будут.
Любовь Петрухина