«Газпром» ведет активные переговоры с Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом о возможности приватизации старейшей российской киностудии имени Горького.
В свете недавних заявлений главы концерна Алексея Миллера о намерении «Газпрома» избавиться от непрофильных активов интерес газового гиганта к отечественной киноиндустрии вызывает некоторые сомнения. «Я далеко не уверена, что «Газпром» намерен вступать в сферу кинопроизводства. Ни для кого не секрет, что всегда в процессе приватизации самый лакомый кусок - земля и недвижимость. Пусть здания студии требуют реконструкции, тем не менее они несомненно представляют интерес для бизнеса», - сказала в интервью «ПРАВДЕ.Ру» проректор по творческой и научной работе ВГИКа, экономист и залуженный деятель искусств РФ Алевтина Чинарова.
Тем не менее, по данным газеты «Ведомости», пока главы концерна и кинокомпании вырабатывают «наиболее приемлемые условия приватизации», сотрудникам Росимущества уже поручено готовить документы для сделки.
Напомним, что с наступлением 1990-х годов легендарная киностудия, как и практически весь отечественный рынок кинопроизводства, оказалась в глубоком кризисе. На плаву смог остаться лишь «Мосфильм», который и по сей день властвует почти безраздельно. Однако еще в 2001 году с целью стимулировать развитие российского кинобизнеса президент Владимир Путин подписал указ о реорганизации федеральной государственной киностудии, то есть преобразовании студии в открытое акционерное общество, основным видом деятельности которого должно быть производство фильмов.
В настоящее время крупнейшие российские киностудии пока еще принадлежат государству, однако очень скоро у них могут появиться частные инвесторы. По мнению чиновников Минкультуры, коммерчески независимые от государства киногиганты смогут открыть эпоху нового российского кино. Однако противники такого шага обращают внимание на то, что новый владелец студии может заняться распродажей ее активов, сохраняя кинопроизводство только для видимости.
Состояние киностудии им. Горького накануне преобразований (когда она еще называлась Студией детских и юношеских программ) ее гендиректор Станислав Ершов характеризовал как «вакханалию». «Если говорить о техническом и технологическом состоянии студии летом 2002 года, я бы его охарактеризовал как «черная дыра». "Ленфильму", у которого в 1998-м была абсолютно аналогичная ситуация, удалось пустить деньги, полученные от продажи прав на телепоказ коллекции, на улучшение технической базы. У руководства студии Горького не получилось», - сетовал он в интервью «Газете».
Реорганизация и акционирование были проведены к началу 2004 года. Киностудия им. Горького стала первой, на которой эта процедура апробировалась. Как рассказывал тогда Станислав Ершов, самым сложным стал процесс разделения киностудии на фильмофонд и творческо-производственную базу. Для этого пришлось решать, сколько стоят, например, «Семнадцать мгновений весны». Кроме того, пришлось продираться сквозь множество аспектов, таких как культурное достояние или авторские права.
В итоге на базе горьковской киностудии было создано два предприятия: ФГУП "Фильмофонд Центральной киностудии детских и юношеских фильмов имени М. Горького" и ОАО "ТПО "Киностудия имени М. Горького". На сегодняшний день коллекция фильмов является государственной собственностью и не может быть приватизирована. А на перспективы перехода киностудии в частные руки глава киностудии уже в 2004 году смотрел с воодушевлением. «На сегодняшний день есть четкий принцип - фабрика должна жить самостоятельно, на те средства, которые она зарабатывает», - заявлял он тогда журналистам.
Однако руководители других студий с этим не согласны и говорят о том, что даже в Голливуде частные компании сейчас переживают не самые лучшие времена. Единственная, находящаяся в прекрасной рабочей форме киностудия, где сконцентрировано до 70% всего производства российского кино, «Мосфильм» стала предметом отдельного разговора. Кинематографисты, в том числе генеральный директор киноконцерна Карен Шахназаров, считают, что на данный момент самая оптимальная форма его существования – сохранение статуса государственного предприятия. «В отношении огромного числа предприятий это разумно, – говорил ранее Шахназаров. – Они в таком жалком состоянии, что другого выхода просто нет. «Мосфильм» – крупнейшее кинопредприятие отрасли, оно эффективно работает, развивается, перевооружается». Благодаря этому «Мосфильму» удалось получить отсрочку в этом эксперименте.
Между тем студия им. Горького вот уже фактически третий год находится, так сказать, на выданье. Причем главным приданым является земельный участок в 3,2 га на ул. Сергея Эйзенштейна (у станции метро «ВДНХ»). Комплекс состоит из пяти студий площадью от 400 до 600 кв. м. В январе 2005 года Российский фонд федерального имущества открыл прием заявок на участие в аукционе на продажу 75% минус одна акция ОАО "ТПО "Киностудия имени М. Горького". Начальная цена пакета составляла 123,1 млн рублей, но аукцион так и не состоялся. Росимущество и потенциальные новые хозяева киностудии друг друга просто испугались. Первые опасались того, что проданное производство будут использовать не по назначению, вторые – того, что как раз этого им и не разрешат делать.
По условиям обновленного распоряжения новые владельцы киностудии теперь будут обязаны сохранять «национальное достояние» и не допускать перепрофилирования. Юристы, однако, считают, что если прибравшие к рукам территорию киностудии построят на ее месте что-то другое, то они сумеют обойти условия и распорядиться участком стоимостью в $12 млн. по-своему.
Алевтина Чинарова разделяет эти опасения. «Такая опасность существует всегда, - сказала она. - Более того, по указу президента запрет на перепрофилирование действует только пять лет. Затем если владелец решает, что предприятие нерентабельно, то могут быть приняты самые разные решения».
Пока руководство киностудии никак не комментирует перспективы возможного перехода в руки «Газпрома». Однако эксперты сходятся во мнении, что вложения в реконструкцию кинопроизводства новым владельцам предстоят значительные. По мнению гендиректора кинокомпании "Амедиа" Александра Акопова, киностудия имени Горького находится «в плачевном состоянии».
Как подчеркивает Алевтина Чинарова, «подвешенное состояние» парализует работу студии. «Если руководство не знает, что будет, если у студии нет конкретных перспектив, а у работников нет уверенности в том, что они останутся на работе, конечно в таких условиях не может быть динамичного развития», - считает киновед.
В связи с этим кинематографисты опасаются, что не слишком рентабельное кинопроизводство, а тем более создание фильмов для детей и юношества, будет принесено новыми хозяевами в жертву в погоне за прибылью. Однако, по мнению Алевтины Чинаровой, это не значит, что вопросы акционирования неактуальны. «Безусловно, предприниматель будет более эффективно управлять собственностью, будет больше ориентирован на экономическую результативность. В сущности, государственное унитарное предприятие – это рудимент старой плановой системы. Но эти вопросы не должны решаться огульно, как некая кампания. Решающим фактором должна быть не «кампанейщина», а возможности и потребности того или иного предприятия», - убеждена Чинарова.
Любовь Петрухина