Пока незаметно для большинства россиян в наступившем году в начался второй этап "монетизации льгот". Заключительные нововведения коснулись оплаты населением услуг ЖКХ, точнее – ликвидации «коммунальных» льгот: теперь все россияне будут оплачивать 100% затрат ЖКХ. В результате в среднем по России жилищно-коммунальные тарифы вырастут с 1 января на 30% (с учетом роста тарифов и перехода на полную их оплату). В качестве компенсации малообеспеченным гражданам государство обещает перечислять субсидии. Впрочем, как показывают опросы, подавляющее большинство россиян этих изменений еще не заметили: платёжки по услугам ЖКХ за январь еще разосланы…
Читайте также по теме ЖКХ:
Платить за услуги ЖКХ придется больше, чем кажется
Еще осенью правительство приняло решение, по которому на 2006 год стоимость предоставляемых услуг ЖКХ на 1 кв.м общей площади жилья в месяц в среднем по стране не должна превышать в 2006 году 41,6 руб. – это означало рост стоимости содержания жилья с 1 января на 30% (в 2005 году предельная норма составила 31,9 руб.). Максимально допустимая доля расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг осталась на уровне 22% в совокупном доходе семьи – однако теперь тем, у кого плата за жилье и коммунальные услуги превышают 22% семейного бюджета, теперь не будут автоматически снижать плату (как это делали почти всем льготным категориям), а выдавать компенсации.
Впрочем, компенсации теперь будут начисляться только в том случае, если малоимущий лично обратится за коммунальными субсидиями, а потом регулярно будет предоставлять документы на продление получения субсидий. Стоит ли говорить, что для многих инвалидов, пенсионеров и ветеранов хождение по инстанциям – не самое легкое занятие?
Впрочем, большинство россиян вообще еще не в курсе произошедших изменений. По данным опроса РОМИР в декабре 2005 года лишь 17% россиян знают о новом этапе реализации Закона о монетизации льгот, который в том числе предусматривает переход на 100% оплату услуг ЖКХ, ликвидацию льгот по ним и замену их выплатами субсидий. Хорошо информированы о вступивших в силу изменениях только 17% россиян. Лишь среди жителей Сибири о своей осведомленности в данном вопросе сказали 26% опрошенных. Также чаще среднего знали о переходе на 100% оплату ЖКХ россияне в возрасте от 45 до 59 лет (21%) и обладатели высшего образования (20%).
Год назад картина была несколько иной. По опросам того же РОМИР, более двух третей населения страны (68%) закон о монетизации не ободряли и не поддерживали, обвиняя в ухудшении благосостояния народа правительство (28%) в целом и ответственных чиновников в частности (25%). Противоположного мнения придерживались 28% россиян. Такое отношение к закону о монетизации привело в начале 2005 года к массовым акциям протеста среди льготников. И дело, как показала практика, было вовсе не в том, что закон был плох и непродуман. Непродуманной оказалась кампания по его разъяснению, вернее, ее практически полное отсутствие. Информированность населения о новом этапе монетизации льгот и в частности об отмене льгот на оплату услуг ЖКХ, согласно данным последних опросов, так же низка, как и в прошлом году.
В то же время отнюдь не во всех регионах ликвидация льгот в сфере ЖКХ повлечет за собой дальнейшее обнищание: в некоторых регионах стараниями местных властей бедных станет меньше – это произойдет там, где приняты местные законы, снижающие максимально допустимую долю расходов граждан на оплату услуги ЖКХ с федеральных 22% примерно вдвое. Так, в Москве за субсидиями имеют право обратиться те, у кого ЖКХ съедает более 10% семейного бюджета, в Ставропольском крае – те, у кого на жилье уходит более 15% бюджета. Правда, московские власти (единственные во всей России) временно отказались от перехода на полную оплату услуг – москвичи как платили, так и будут платить около 60% от реальной стоимости жилищно-коммунальных услуг.
Ряд территорий (Астрахань, Калининград, Казань, Тула, Калуга, Владимир, города Ханты-Мансийского округа) перешли на 100% оплату ЖКХ еще в прошлом году: в основном это привело к росту тарифов в 2-3 раза. Впрочем, некоторые объясняют такой рост тарифов тем, что завышены нормативы потребления воды, тепла и т. д. «На сегодняшний день у нас реально, я думаю, тарифы превышают экономически обоснованный порог в 2-2.5 раза. Там, где ставятся счетчики, будь то на воду, на электроэнергию, либо на отопление, их показатели составляют не более чем 35-40% от так называемых нормативов. Например, существует норматив потребления холодной воды человеком в 300 литров воды в сутки, а реальное потребление, как показывают счетчики, составляет 70-90 литров» – говорит депутат Госдумы Олег Шеин, известный своими левыми взглядами.
Впрочем, вряд ли закупка недешевых счетчиков всерьез может защитить права трудящихся, о которых так печется Шеин: ведь если граждане будут оплачивать только ту воду и тепло, которые реально дошли до них, а не "потерялись" по дороге, ЖЭКи просто вынуждены будут поднять расценки за единицу полученной жителями воды и тепла – ведь затраты на производство от этого не упадут.
Еще более смехотворный выход предлагают либеральные экономисты: сферу ЖКХ надо приватизировать и устроить в ней конкурентную борьбу, тогда и завышенные расценки услуг ЖКХ упадут сами собой. Неадекватность такого либерального подхода очевидна сама собой: говорить о конкуренции в сфере ЖКХ – это тоже самое, что уверять всех в возможности серьезной конкуренции в сфере железнодорожного транспорта: всё равно «конкурировать» смогут лишь те, кому позволят въехать на соответствующую железнодорожную полосу, на которой в свою очередь отнюдь не могут уместиться сразу десятки «альтернативных» поездов…
Да и рассуждения о том, что свободная конкуренция обязательно снизит жилищно-коммунальные тарифы, свойственны только нашим доморощенным «рыночникам»: в отличие от российских «либералов», все классики западной экономической мысли всегда утверждали, что рыночная цена зависит в первую вовсе не от затрат на производство услуги, а от того количества денег, которое за неё способны заплатить потребители. В связи с этим достаточно сравнить рыночные цены на аренду (съем) жилья с государственными и понять, что нынешний уровень тарифов ЖКХ – это вовсе не предел их роста, а только старт.
Поэтому без государственного регулирования в сфере ЖКХ, как и в других сферах «естественных монополий» (в первую очередь топливной), в стране вряд ли может быть обеспечена стабильность, особенно если вспомнить массовые протесты по поводу монетизации льгот, которая затрагивала вовсе не всех россиян, в то время как «костлявая рука» перехода на 100% оплату услуг ЖКХ коснется каждого...
Михаил Тульский