17 января, во время посещения Обнинского научно-производственного предприятия "Технология", вице-премьер и министр обороны России Сергей Иванов заявил, что государство в 2006 году увеличит расходы на закупки новейшего вооружения. «Для решения этой задачи в текущем году бюджетом предусмотрено выделение 236,7 млрд. рублей, что почти на 53,5 млрд. больше, чем в прошлом году», – сказал Иванов, добавив, что тенденция увеличения расходов на закупки нового вооружения будет сохраняться и в дальнейшем, что позволит поэтапно перевооружить российскую армию и флот.
«Можете быть уверены, что для перевооружения армии будет сделано все возможное. И. поверьте, для этого у нас сегодня есть все важнейшие предпосылки: политическая воля руководства страны и экономические возможности государства» , – заявил министр обороны РФ.
Иванову вторит и главком Военно-воздушных сил РФ генерал армии Владимир Михайлов, также заявивший 17 января о том, что «в ближайшие годы на вооружение военно-транспортной авиации ВВС России поступят новые самолеты легкого и среднего класса. Часть самолетного парка военно-транспортной авиации, состоящая из самолетов Ан-12 и Ан-26, морально устарела и в ближайший период выработает назначенные сроки службы ресурсов». По его словам, для удовлетворения потребностей ВВС по перевооружению военно-транспортной авиации (ВТА) на новую авиационную технику планируется завершить разработку и начать закупки легких военно-транспортных самолетов с 2007 года, а средних - с 2008 года. «С этой целью разрабатывается легкий военно-транспортный самолет нового поколения Ил-112В, который по сравнению со своим предшественником Ан-26 будет обладать расширенными возможностями по перевозке и десантированию легких образцов вооружения и военной техники», – сказал главком.
Однако военные эксперты, в том числе ранее занимавшие высокие посты в Минобороне РФ, вовсе не так оптимистично смотрят на положение дел с военной техникой, как действующие начальники. Так, член Совета по внешней и оборонной политике Виталий Шлыков, занимавший в 1990-92 годах пост зампреда Госкомитета РСФСР по оборонным вопросам, в интервью «ПРАВДЕ.Ру» выразил глубокий скептицизм по данному вопросу.
«Единственное, на что можно надеяться в связи с данными заявлениями министра и главкома: в Минобороны наконец поймут, что путём увеличения ассигнований на закупки можно добиться только взвинчивания цены на технику, а перевооружить армию всё равно денег не хватит», – уверен Шлыков.
«Смешно даже надеяться перевооружить за 8-10 млрд. долларов в год армию, насчитывающую более 1,5 млн. человек. Ведь у нас такая же по численности армия, как в США, и на такую армию необходимо расходовать для поддержания её в хорошем состоянии как минимум 100-150 млрд. долларов в год. Даже расходы на японскую армию, которая насчитывает 250 тысяч человек, составляют 60-70 млрд. долларов в год. А ведь у японской армии нет стратегического оружия, ядерного оружия, атомных подводных лодок, средств дальнего локационного слежения и т. д. и т. п.», – заявил «ПРАВДЕ.Ру» Виталий Шлыков.
Но главная проблема, по мнению эксперта, заключается даже не в размере военных расходов, а том, что "даже если выделить сейчас такие средства, какие выделяются на вооружение американской или японской армии, наша военная промышленность не способна их освоить, не способна выполнить современный военный заказ. То есть начинать надо с перевооружения и переоборудования военной промышленности. Нужно развивать такую промышленность, которая способна производить самую современную технику". Шлыков привел в пример ситуацию с беспилотной авиацией в России. Несмотря на существенный задел в этой сфере, оставшийся с советских времен, в настоящее время есть лишь проекты современных "беспилотников". В то же время армия продолжает эксплуатировать немногие оставшиеся (порядком изношенные) образцы, построенные еще по советским проектам. "Вертолёты ночного видения производятся в мире уже более 10 лет, а у нас до сих пор не могут наладить их современное, массовое производство", – констатирует эксперт Совета по внешней и оборонной политике.
А для того что перевооружить сначала российскую оборонную промышленность, по мнению Шлыкова, "нужно чётко разделить военное и гражданское производства", как это сделано на Западе. Шлыков считает, что министр обороны Иванов по сути не прав, когда говорит, что общепринятым для мировой практики является доля военной продукции на предприятиях в 35-40%. "На самом деле, там одна и та же фирма или корпорация может выпускать и военную, и гражданскую продукцию, а конкретные заводы, как правило, чётко ориентированы либо на гражданскую, либо на военную продукцию, - уверен Шлыков. - На Западе вся бухгалтерская отчетность, все калькуляции имеют четкое разделение: военная продукция показана в отдельной отчетности, гражданская – в совершенно другой. А у нас из-за этой неразделенности может получиться, что мы увеличим расходы на военную продукцию, а деньги пойдут в том числе и на производство гражданской" .
Но главное, что вызывает возмущение военного эксперта, – это "дикость нашей системы закупки вооружений". По его словам, в США занимаются закупками, контролем, экспертизой и учетом военного производства примерно 200 тысяч человек, а в России – максимум несколько сотен сотрудников Главного управления вооружений под руководством Алексея Московского. "Они могут только деньги распределять, а как они могут проконтролировать, куда и на что пошли эти деньги? – недоумевает эксперт. - В Минобороны США 25 тысяч аудиторов и 30 тысяч юристов, которые регулярно следят за соблюдением военных контрактов. Пока у нас не будет налажен четкий порядок и контроль этой отрасли, ни о каком серьезном перевооружении армии в рыночных условиях не может быть и речи» .
Михаил Тульский