На выходе из новогоднего пике, любителей посидеть в приятной компании за рюмочкой согревающего тело и душу напитка едва не хватил «кондратий». Практически одновременно на них свалились две ошеломляющие новости – первая касалась москвичей, которым теперь в ночное время суток будет крайне затруднительно приобрести заветную бутылочку. Вторая новость о приостановке производства алкогольной продукции в России окончательно вогнала в ступор настроенный на продолжение новогоднего веселья люд.
Напомним, эта проблема возникла из-за введения новых акцизных марок, которые пока не поступили на заводы-изготовители алкогольной продукции. Та же ситуация с программным обеспечением Единой государственной автоматизированной информационной системы, через которую должен регистрироваться весь путь бутылки от конвейера до прилавка.
Читайте подробнее о кризисе на алкогольном рынке здесь...
Насколько сильно это ударило по рынку? Во всяком случае, именно на это указывали российские производители алкоголя, которые в январе приостановили свою деятельность.
Масла в огонь подлили и некоторые участники рынка алкогольной продукции, слишком настороженно отнесшиеся к отсутствию на предприятиях новых акцизных марок. «В связи с отсутствием в настоящее время четкого механизма реализации законодательных нововведений, кризис на алкогольном рынке неминуем. Поэтому есть необходимость в отсрочке введения в действие закона до момента полной проработки механизма его реализации. Важно сделать все, чтобы переход к новой маркировке прошел спокойно, планомерно, без каких-либо рыночных коллапсов», - сказал "ПРАВДЕ.Ру" гендиректор ТД «Nemiroff» Александр Глусь.
Однако рядовым потребителям беспокоиться не придётся – горячие и холодные закуски не останутся в гордом одиночестве на праздничном столе. Как нам рассказал президент национальной алкогольной ассоциации Павел Шапкин, проблема сильно преувеличена. По его словам акцизные марки есть, они находятся на ответственном хранении и готовы к выдаче, но нет нормативных актов, приказа Минфина.
«Поскольку изменения в 102-й закон, согласно которым новые требования предъявляются к получателю марок и к самим маркам, вступили в силу 31 декабря 2005 года, то на доработку всех документов просто не хватило времени, - пояснил он "ПРАВДЕ.Ру". – Подгонять Правительство бесполезно, потому что они и так работают на полную катушку без выходных». В Минфине РФ рассказали, что ими уже отправлены на регистрацию в Министерство юстиции РФ проекты приказов, которые требуется принять для регламентирования приобретения и учета акцизных марок нового образца, правил маркировки, правил нанесения сведений об алкогольной продукции на марки, и в начале следующей недели этот вопрос будет полностью решен.
Что касается простоя заводов, то в январе и так наблюдается снижение производительности заводов. Причины добровольного простоя банальны. Как рассказал Павел Шапкин, это связано с повышением с нового года ставок акцизов, поэтому декабрьская продукция для продавцов на 15 рублей дешевле, чем январская. Соответственно в декабре заводы вдвое увеличивают объёмы производства, а в первом месяце нового года снижают обороты. «Это происходит каждый год, так что ещё недельку постоят, отдохнут, ничего страшного», - резюмировал он.
Отметим лишь, что когда утихнут все бури на рынке, потребитель алкогольной продукции не досчитается на прилавках некоторых марок. Пресловутый 102-ой закон запретил разливать водку предприятиям, оплаченный уставной капитал которых ниже 50 млн. рублей. По мнению газеты "Финасовые известия", значительная часть из 162 ныне действующих спиртзаводов и 420 ликероводочных не пройдет перерегистрацию в январе 2006 года и перестанет существовать.
Помощник президента «Союза участников алкогольного рынка» (СУАР) Олег Власов также не видит ничего страшного в остановке производств и считает, что нагнетание слухов о кризисе в алкогольной отрасли связаны с созданием нового союза крупнейших производителей алкогольной продукции, использующие вопрос с акцизными марками в качестве информационного повода, чтобы заявить о себе. В то же время он считает, что хотя «проблема как таковая по акцизным маркам существует, но она не настолько серьёзная, как её представляют, и вряд ли скажется на розничном потребителе», - сказал Власов "ПРАВДЕ.Ру".
Вероятно, Власов имеет ввиду недавно созданный Союз производителей алкогольной продукции (СПАП), учредителем которого стал Росспиртпром, который называют монополистом российского спиртового рынка. Только два предприятия из семи, входящих в ассоциацию, не принадлежат Росспиртпрому - "Веда" и "Русский алкоголь". Но представитель этой организации Дмитрий Добров считает, что желающих будет больше: "Нас поддержат все те, кто реально заинтересован в ликвидации теневого оборота водки". Действительно, у Росспиртпрома с принадлежащей ему сотней предприятий есть, откуда черпать новых членов.
К тому же ряд участников рынка разочаровался в существующих НАА и СУАР, посчитав их провалом прохождение нового закона, ущемившего интересы производителей алкоголя. Видимо, такие "разочаровавшиеся" будут искать новых форм диалога с государством в новом отраслевом Союзе. Правда, спиртное от этого дешевле все равно не станет.
Отдел экономики