Министерство экономического развития РФ предлагает индексировать грузовые и пассажирские тарифы на 7,5 процента в 2016 году и по 4,5 процента — в 20173–2018 годах. По данным прессы, повышают как для промышленности, так и для населения. Чем обоснован такой рост тарифов на железнодорожные перевозки? Куда конкретно РЖД направляет вырученные от перевозок средства?
Авиационный лаукостер и круче плацкарты
Почему не продуман сегмент дешевых пассажирских перевозок, а билет в плацкартный вагон стоит немногим меньше билета в купе? Почему правительство не субсидирует железнодорожные грузоперевозки продукции промышленности по России? Что касается граждан, то почему не создаются льготные вагоны и так далее? Думается, у всех без исключения сограждан найдутся вопросы еще и покруче вышеозначенных. Попробуем разобраться.
Оставим в покое жирные намеки в прессе на якобы "пятую-десятую" виллу у председателя ОАО "РЖД" Владимира Якунина. Опустим "точнейшие" слухи из "надежных источников" о якобы запредельных зарплатах и бонусах рельсовых чиновников — в конце концов, правоохранители на такие слухи не покупаются. Поймают кого-нибудь с чем-то незаконным — тогда и поговорим. А считать зарплатные денежки у простых железнодорожников и подавно не будем — у автора этой статьи куча знакомых в этой сфере, и все они, прямо скажем, не олигархи. Речь о другом.
В советские времена, если летишь в отпуск самолетом, то автоматически попадаешь в разряд "богатых" — поездом ездить тогда стоило сущие копейки. Сейчас же самолет, особенно у лоукостеров, с поездом часто бывает вполне сравним. Почему так?
Повышение цен на перевозки должно быть четко обосновано
"РЖД вообще к тарифам никакого отношения не имеет, их устанавливает, исходя из ряда определенных условий, специальная тарифная комиссия, — рассказал в интервью Pravda. Ru профессор, директор Института проблем транспорта им. Н. С. Соломенко, заслуженный деятель науки РФ Олег Белый. — На первом месте стоит обеспечение жизнедеятельности страны, на втором — экономическая составляющая. Они просчитывают все и обосновывают. А рост тарифов, безусловно, будет, поскольку растут цены на всякие составляющие, которые входят в обеспечение перевозочного процесса. Но я считаю, что государство должно сделать так, чтобы транспорт имел минимальный рост тарифов. Потому что транспорт — это особое структурное подразделение экономики, которое обеспечивает ее деятельность в целом. А чтобы инструмент был действенным, он должен занимать влиятельное положение, для этого необходимо минимизировать тарифы".
А куда конкретно РЖД направляет вырученные от железнодорожных перевозок средства — ведь если говорить о грузоперевозках, то суммы там огромные, а пассажирские поезда ходят по России, кроме дорогих фирменных, мягко говоря, не в самом лучшем состоянии?
"Все эти вопросы — это прерогатива Министерства транспорта. РЖД — это частная компания, что им поручат, то они и будут делать. Им скажут — все, вместо пассажиров будете возить только грузы, и они будут это делать. Недавно дошло до президента, что стали отменять электрички, потому что субъекты федерации за них не платят. А ведь это задача Минтранса — обеспечить пассажирскими перевозками, РЖД — только исполнитель", — отметил Олег Белый.
Почему правительство не субсидирует железнодорожные грузоперевозки продукции промышленности по России для стимулирования производства в рамках импортозамещения? "Грузовые перевозки не надо субсидировать, потому что они и так приносят доход. Это пассажирские надо финансировать. В советское время делали так — брали деньги с грузовых и вкладывали в пассажирские перевозки. А теперь каждый сам за себя. Грузовые компании зарабатывают, а пассажирские нет", — подчеркнул Олег Белый.
Ну и, наконец, почему у нас не создаются льготные вагоны для граждан? В ответе на этот вопрос наш эксперт был предельно лаконичен: "Плацкарты — это и есть льготные вагоны. Это задача государства — перевозить льготников, а РЖД — частная компания, она может вообще никого не возить!".
А вот собственные рельсы у нас пока кривые…
"Логично предположить, что повышение произошло цен и тарифы необходимо, наверное, тоже повышать, — считает депутат Государственной Думы ФС РФ, член Комитета по транспорту Александр Васильев, с которым связался корреспондент Pravda. Ru. — То есть издержки увеличиваются, прибыльность у РЖД была намного меньше, чем в позапрошлом году. Видимо, с такой инициативой РЖД как раз обратилась в правительство отрегулировать тарифы. Потому что там какие-то части подвижного состава они покупают за границей — а это дорогой импорт.
То есть тут вопрос об издержках РЖД — может быть, энергоносители подорожали, вот от этого тоже надо отталкиваться. Но я по опыту знаю, что грузовые перевозки железнодорожным транспортом становятся менее выгодными. Проще и дешевле иногда и быстрее перевезти грузы автомобильным транспортом. То есть в тех сегментах, где есть конкуренция между железной дорогой и автомобильными перевозками, автомобильный транспорт более дешевым получается. И поэтому отходят от услуг железной дороги.
По поводу чудовищных издержек отрасли эксперт считает так: "Структура Российских железных дорог большая, насчитывает большое количество путей, подвижного состава, людей, которые все это обслуживают — системы безопасности, вокзалы, то есть ни в коем случае нельзя это все списывать со счетов. РЖД в целом обеспечивает и безопасность государства. Но есть, конечно, непрофильные расходы. Например, футбольная команда "Локомотив". Мне кажется, что тут надо как-то подрезать, если мы говорим о том, что надо сокращать издержки. Наверное, надо начинать с каких-то непрофильных затрат…".
Эксперт привел показательный пример из личного опыта — почему импортозамещение дорогих зарубежных вещей на железной дороге у нас связано со сложностями. Приехали депутаты на один завод, где вагоны делают, а партия железа там почему-то вся "перекособоченная". Что такое? А не научились пока в России делать такое железо. То есть какие-то вещи есть в нашей промышленности, которые пока еще не нашли своего импортозамещения — технологии, станки, даже те же рельсы собирались закупать за границей для "Сапсанов", потому что у нас нет такого сорта металла…
Конечно, задачу, которую ставит президент — усиливать импортозамещение любой продукции — нужно выполнять, это даже не обсуждается. В те же дизельные поезда, в двигатели, заливать масло российское, а не какое-то там импортное. Но вот какое конкретно время это займет — тут никакая Ванга, увы, не подскажет…
Не забудьте включать голову!
Теперь о хорошем. Да, все железнодорожные тарифы в России в 2016 году хотят повысить на 7,5 процентов. И это при том, что ОАО "РЖД" уже в этом году удалось добиться самого высокого роста тарифов среди естественных монополий (10 процентов на грузовые и пассажирские перевозки). Но есть проблески.
Президент компании Владимир Якунин в начале марта дал понять, что монополия будет настаивать на росте грузовых тарифов в 2016 году на уровне не ниже фактической инфляции, отмечает "Коммерсантъ". Это, конечно, вызвало резкое недовольство грузовладельцев, которые попытались оспорить это решение в правительстве РФ, хотя и безуспешно. Но Минэкономразвития ожидает, что среднегодовая инфляция после недавнего резкого скачка все-таки утихнет, и к этому есть все предпосылки. Вот на то и надежда — ведь тогда и тарифы придется повышать не так рьяно. Ну что ж, будем надеяться, что все исполнится!
И еще: в деле импортозамещения очень применим самобытный и мудрый русский фольклор. Например, вот такой: "Заставь дурака молиться…" — и далее по тексту. Бывает, что некоторые особо ретивые чиновники спешат сломя голову окунуться в срочные дела, забыв, что одна из крылатых фраз нашего президента Владимира Путина — "…только голову включать надо!".
Депутат Госдумы Александр Васильев (избран от Псковской области), с которым побеседовал корреспондент Pravda. Ru, привел красноречивый пример. Не так давно президент после очередного случая в отрасли поручил срочно разобраться с пригородными пассажирскими перевозками. Все бросились исполнять. Да, были огромные проблемы в большинстве регионов. Хорошо, что все отреагировали. Но в некоторых регионах оказалось, что дешевле, да и гораздо удобнее для населения, оплачивать не большие поезда, а активизировать общественный транспорт в виде обычных автобусов и маршруток. И вложиться не в электрички, а в развитие автомобильной инфраструктуры, и дорог в том числе. Тем более, в стране сейчас столько личных машин, что ставить негде…
В общем, давайте и в любом другом деле поступать именно по-путински! То есть голову включать. И это не только железных дорог касается.
Читайте также:
РЖД подсчитывает квартальные убытки