Агрохолдинг "Кубань", который входит в "Базовый элемент" Олега Дерипаски, в связи с потерей западных инвестиций начал переговоры с китайскими и арабскими инвесторами и фондами. Им будет предложен пакет акций компании, сообщают СМИ сегодня со ссылкой на управляющего директора агробизнеса "Базового элемента" Андрея Олейника. Об интересе инвесторов с Востока и из арабских стран корреспондент Bigness. Ru поговорил с заведующим кафедрой госрегулирования экономики РАНХиГС, директором "Института реформирования общественных финансов" Виктором Климановым.
— Получится ли заинтересовать арабских и восточных инвесторов проектами российского сельскохозяйственного бизнеса в условиях закредитованности и высоких кредитных ставок?
- Мне кажется, что в любом случае китайские инвесторы сейчас проявляют новую активность, в том числе и в условиях ослабления действия инвесторов из других стран в нашей стране. И известно, что сельскохозяйственная отрасль для них тоже является одним из направлений интересов, и сельскохозяйственное производство активно развивается, по крайней мере с участием китайских рабочих, занятых в регионах Дальнего Востока и Сибири. Именно Сибири тоже. Насколько интересно направить свои интересы в другие регионы России и будут ли эти сельхозпредприятия каким-то образом связаны непосредственно с китайскими потребителями или какими-то иным действиями, способствующими развитию каких-либо других отношений, помимо собственной инвестиции, не знаю, это сложно сказать. Что касается арабских инвесторов, тоже очевидно, что их роль, наверное, сейчас будет увеличиваться, как и роль инвесторов каких-либо других третьих стран, не западных, не китайских, а каких-то иных, которые скорее всего могут занять определенные ниши, занимаемые ранее другими инвесторами. Мне кажется, что на самом деле, многие отечественные компании сейчас в условиях кризиса будут стараться найти партнеров для того, чтобы как-то их привлечь в те производства, которые не являются основными, ядерными для их компаний. Насколько я понимаю, у "Базового элемента" агропредприятие на Кубани связано в том числе и с исторической родиной владельца холдинга, но, тем не менее, это не профильная деятельность
и в условиях кризиса содержать какие-то направления непрофильных активов единому холдингу все-таки становится тяжело, поэтому тоже логично, что наши отечественные компании будут обращаться к потенциальным инвесторам с предложением их привлечения в настоящее время для производства, для финансирования производства.
- Какие сегменты российского сельского хозяйства могут быть интересны инвесторам из этих стран?
- Во многом именно китайские инвестиции связаны с географией, чем, собственно, с отраслевой спецификой. Потому что вслед за инвестициями идет проникновение иногда человеческих ресурсов, занятых на производстве, и это мы видим по регионам Дальнего Востока и Сибири. И известно, что под Красноярском были уже сосредоточены некоторые китайские колонии, где-то в других регионах Сибири, не только Дальнего Востока, где ползучая китайская экспансия уже происходит давно. Поэтому, скорее, здесь можно говорить о географии. В то же время известно, что есть большие китайские проекты по инвестированию в лесной комплекс, а не в сельское хозяйство. Например, сейчас в Томской области работает известная большая компания "Роскитинвест", создающая лесоперерабатывающее предприятие с огромным объемом китайских вложений.
Читайте также:
Эксперт: Российский рынок самый емкий из всех открытых для импорта рынков
Депутат: Государство возьмет на себя часть затрат по тепличному хозяйству
Мнение: Эмбарго Казахстана на импорт нефтепродуктов - это приглашение перерабатывать у них
Эксперт: Корма для животноводства - это проблемы бизнеса, а не государства
Инвестиции ExxonMobil показали, что Россия перспективный регион - эксперт