Эксперты ставят антикризисному плану российского правительства "неуд". Специалисты от промышленности говорят о том, что единственная четко сформулированная идея правительства заключается в том, чтобы подождать пару-тройку лет, пока ситуация на финансовом и нефтяном рынке устаканится, цена на "черное золото" вновь вырастет, и бюджет России снова будет получать прибыль от сырьевого сектора.
То есть, правительство абсолютно проигнорировало слова российского президента о необходимости замещать импортную продукцию отечественной, а также идею о новой индустриализации и подъеме сельского хозяйства. Кроме того, было пропущено мимо ушей и высказывание Владимира Путина о том, что нынешний курс экономики, сырьевой, себя изжил.
На днях, выступая на пресс-конференции в "Росбалте", глава компании "Россельхозмаш" и президент Промышленного Союза "Новое Содружество" Константин Бабкин заявил, что приоритеты в антикризисном плане остались прежними. Не поднимается вопрос даже о присутствии России в ВТО или пересмотре тех варварских условий, на которых мы вошли в эту организацию.
Читайте также: Пришло время затянуть пояса потуже
"Если так и пойдет, то индустриализации страна не дождется. Надо полностью пересматривать экономическую политику. Например, нефтяные доходы до сельского хозяйства никогда не доходили. Поэтому миг начала новой индустриализации с ценой на нефть никак не связан. Нужна прочистка мозгов нашего правительства", — заявил Константин Бабкин.
По словам промышленника, на данный момент кредиты для российского производственного сектора, в том числе работающего в области сельского хозяйства, выдаются банками под 30 процентов. И сейчас надо добиваться, чтобы все деньги, которые будут выделены на оздоровление российской экономики через антикризисный план правительства, были направлены не только в банковский сектор, но и в промышленный. Сегодня же все действия того же Центробанк, в частности повышение ставки рефинансирования, направлены исключительно для поддержания банков.
Как подчеркнул еще один участник конференции, председатель Движения развития, автор программы "Проектная экономика развития" Юрий Крупнов, именно банки и разгоняют инфляцию, которой больше всего опасается ЦБ. По словам Юрия Крупнова, глава ЦБ Эльвира Набиуллина не должна бояться печатать деньги из-за возможной инфляции, надо лишь направлять эти средства в нужное русло. Именно так в послевоенные годы японцы и немцы смогли совершить промышленный рывок, заметил Юрий Крупнов.
Еще по теме: "У нас есть несырьевые товары, но нет приоритетной политики"
"Нам нужна авторская личностная экономика, которая задаст курс на развитие, а не на приспособление к тому, что есть. Мы должны задавать совершенно иную занятость для нашей молодежи, которой нужно интересное, новое и передовое. Значит, надо создавать такую занятость. Сегодня эта работа не ведется",- рассказал лидер Движения развития, подчеркнувший, что для этого в первую очередь необходимы крупные проекты, которые развивали бы отрасли промышленности.
"Сегодня у нас много проектов, например, в АСИ. Сотни проектов, но они висят 10, 15, 20 лет, а никакие инвесторы не приходят. Потому что никто не понимает, где будет создаваться новая стоимость", — уточнил Крупнов.
Он пояснил, что эмиссия должна быть целевой, применяться предельно "точечно", проще говоря, в те проекты, которые создадут сверхстоимость и значимую прибыль для страны. Именно такие действия предпринимали Центробанк Японии и немецкий Bundesbank, создав в 1950-х годах уникальную промышленность. Именно поглощение выпущенных денег проектами позволило этим странам избежать инфляции, поскольку в этом случае инфляция не разгоняется. И нам нужен такой же институт продуктивного кредита, который во все времена вытаскивал экономики из пропасти к процветанию, подчеркнул Крупнов.
Читайте также: Президент России: Экономика страны готова противостоять обрушению цен на нефть
Что касается существующего правительственного плана, то по словам экономиста Владислава Жуковского, он не решает ни одну из ключевых проблем, которые стоят перед российской экономикой, "ни проблему деиндустриализации, ни проблему оффшоризации, ни проблему дезинтеграции, ни проблему бегства капитала из страны и обескровливания экономики, ни проблему демонетизации экономики".
"Если у нас в 2009 году размер антикризисной программы был 23 процента ВВП, то сейчас нам предлагают план размером 3 процента ВВП, то есть мы должны понимать, что относительно экономики — это статистическая погрешность. Она мало того, что не дойдет до реального сектора, она не способна, в принципе, смягчить негативные последствия от падения цены на нефть, санкций и откровенно неадекватной политики Центробанка", — заключил Вячеслав Жуковский.