Двадцать лет назад, 1 октября, в РФ начался передел собственности с помощью системы ваучеров. Ваучеризация стала первой частью спектакля по масштабному переводу госсобственности в частные руки. После второй части, залоговых аукционов, основным лейтмотивом части номенклатуры стало желание "тихо отползти от точки хапка на расстояние срока давности".
Ключевую роль в процессе безболезненной трансформации статуса собственности из условно общенародной, в частную, сыграло государство. Его возможности позволили только обеспечивать информационное и организационное сопровождение процесса и стать основным актором экономических потрясений для масс населения, в результате которых ваучер в глазах совершенно дезориентированного населения потерял всякую ценность. В ноябре 1992-го ваучер зачастую продавали по цене 4-5 бутылок водки, что характеризует не только время, но и образ мышления значительной части населения.
Читайте еще: Великая депрессия: пособие по выживанию
Трехлетняя чековая приватизация сопровождалась гиперинфляцией. 1 октября 92-го года официальный обменный курс был 309 рублей за доллар. А в октябре 94-го, после знаменитого "черного вторника" - 3 926 рублей за доллар. До этого страна пережила путч августа 1991 года, распад СССР и отпуск цен с 1 января 1992 года. Люди лишились накоплений, не хватало на самое необходимое.
Народного акционирования предприятий не получилось, да и не для этого их раздавали. Ваучер можно было продать, расплатиться им за акции предприятия или обменять ваучер на акции чекового инвестиционного фонда (ЧИФ). Разрешение на свободную покупку и продажу ваучеров по договорной цене, несмотря на всю свою рыночность, поставило окончательный крест на народной приватизации. Все это на фоне беззарплатного полуголодного существования.
Номинальная стоимость ваучера была определена в 10 тысяч рублей: эту сумму подсчитали, прикинув на глазок оценку советской госэкономики и разделив 35% народного состояния на число жителей. Установка этой манипулятивной цифры помогала по дешевке скупать бумаги. В применяемой схеме цена ваучера не имела значения, так бумага только давала право что-то получить при приватизации того или иного предприятия.
Это интересно: Вне Союза: Cтрана упущенных возможностей
Также ваучер можно было обменять на акции уже приватизированных предприятий. Срок действия приватизационного чека не мог быть более двух лет, по истечении которых он считался погашенными и изымался из обращения. В этих условиях ваучеры просто продавали по дешевке таинственным скупщикам, несли в так называемые чековые инвестиционные фонды, подавляющее большинство которых потом тихо растворилось.
Из 732 чековых инвестфондов 328 с сотнями миллионов рублей просто «пропали», а 205 ликвидированы по решению судов или собраний самих акционеров. Купленные этими фондами акции приватизированных предприятий по балансовой стоимости перемещались с баланса ЧИФов на баланс иных структур, оставляя номинальные активы в фонде для последующей фактической ликвидации. Самые "честные" 136 ЧИФов заплатили своим акционерам за каждую акцию от нескольких копеек до пары рублей.
К 1 июля 1994 года около 50 % легкой и пищевой промышленности стали частным сектором. Было приватизировано 35 % строительного сектора, 42% предприятий автотранспорта, около половины всей госторговли, 55% общественного питания и 21% предприятий быта.
Читайте также: Вне Союза: стремительное пике Молдавии
За период 1992-1994гг. в РФ было приватизировано 135,6 тысячи госпредприятий. Федеральный бюджет получил издевательскую сумму в 5,5 миллиардов долларов. Акционерами около 40 миллионов российских граждан, однако только 2,5 процента приезжали на чековые аукционы и предъявляли бумажки организаторам торгов.
При этом среди сельских жителей распространялись «земельные ваучеры», то есть паи. За Около 11,9 сельских жителей получили в качестве земельных паев 108 миллионов гектаров или 49% всей площади сельхозугодий России. И значительное число крестьян сохранили за собой свидетельства прав собственности - около 95%.
При этом значительное число паев сдано в аренду, и многие их владельцы получают за них натуральную оплату или некоторые сельхозуслуги. Передача участков в аренду обычно оформляется договором. Зачастую условия договоров на соблюдаются, а собственники земельных долей не разбираются в экономике, собственных правах и обязанностях.
Еще по теме: Джексона-Вэника попросят на выход
Недавно лидер Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) Михаил Шмаков и председатель комитета по труду, соцполитике и делам ветеранов Госдумы РФ единоросс, замглавы ФНПР Андрей Исаев предложили провести в России программу "антиваучер".
Инициаторы называют свою программу "антиваучер" и предлагают объединить имеющуюся госсобсвенность, доставшуюся от Советского Союза, в единый государственный фонд. Один из вариантов предполагает распределение денег на социальные цели, другой - отчисление доходов на неотчуждаемые акции фонда, которые будут распространяться среди уроженцев Советского Союза.