В Анкаре должно быть подписано межправительственное соглашение по газопроводу "Набукко", конкурирующему с российским "Южным потоком". Осуществление проекта приближает и тот факт, что Турция накануне отказалась от своих требований, мешавших запуску. Поддержать "Навуходоносора" готова и непостоянная Туркмения. Впрочем, Россия сама может поучаствовать в строительстве "трубы".
13 июля в Анкаре должно быть подписано межправительственное соглашение по проекту «Набукко».
Подписи под документом поставят главы правительств Турции, Австрии, Венгрии и министры энергетики Болгарии и Румынии.
Германия, также участвующая в амбициозном проекте, не будет подписывать соглашение, так как не является транзитной страной.
В целом, в церемонии подписания соглашения примут участие официальные представители около 30 стран, а также председатель Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу.
Напомним, что «Набукко» (Nabucco - с итал. «Навуходоносор») - проект газопровода, конкурирующий с проектом «Южный поток», который собирается строить Россия. «Набукко» призван обеспечить Европу нероссийским газом.
Однако одной из главных проблем европейского проекта «Набукко», остается заполнение будущей трубы газом. Страны-источники «голубого топлива» до сих пор не определены. Как потенциальные кандидаты рассматриваются Туркмения, Иран, и Азербайджан.
Тем не менее, стоит признать, что проект «Набукко» все ближе к осуществлению. Например, Турция накануне подписания транзитного соглашения между участниками отказалась от своих первоначальных требований о льготных закупках газа, которые как раз и тормозили переход к стадии реализации проекта.
Ранее Турция желала выкупать на границе поступающий к ней газ (аналогично тому, как это делает Россия, выкупая туркменский газ и перепродавая его в Европу). Европейские коллеги предпочли бы видеть Турцию просто транзитной страной (какой, например, выступает Украина). Анкара хотела договориться о выкупе не менее 15% поступающего к ней газа по льготной цене.
Теперь турецкий министр энергетики и природных ресурсов Танер Йилдыз объявил о том, что его страна не будет претендовать на покупку 15% топлива по льготной цене.
Впрочем, это не мешает Турции параллельно рассматривать предложение России о сотрудничестве в рамках проекта «Южный поток». Такое предложение Москва сделала Анкаре в самом начале июня.
Однако накануне Танер Йилдыз заявил, что не видит препятствий для подключения самой России к проекту газопровода «Набукко».
«На более поздних стадиях проекта Россия может присоединиться к нему, если сочтет это прибыльным для себя. Никаких препятствий к этому нет», - сказал министр в интервью агентству Reuters.
Накануне Йилдыз уже заявлял турецкому телевидению, что в будущем Россия, возможно, сможет поставлять газ для Nabucco, как и Иран.
«Набукко» стал ближе к реализации также благодаря непостоянной Туркмении. 10 июня Ашхабад заявил о своем согласии поставлять газ для «Набукко».
«Туркменистан, приверженный принципам диверсификации вывода своих энергоносителей на мировые рынки, намерен задействовать имеющиеся возможности для участия в крупных международных проектах - таких, к примеру, как проект "Набукко"», - заявил в пятницу президент Туркмении Гурбангулы Бердымухамедов.
Впрочем, для этого сначала необходимо построить газопровод внутри страны, чтобы обеспечить поставки газа восточных месторождений в западном направлении (Транскаспийский газопровод).
Напомним, что у России и Туркмении существуют договоренности о выкупе нашей страной почти всего газа республики. Однако этой весной отношения между странами резко обострились. Причиной ухудшения отношений с Россией стало снижение Газпромом закупок туркменского газа.
Газпром закупает у Туркмении газ по цене, рассчитываемой из европейской формулы. Так что условия российской стороны нельзя назвать дискриминационными. Вместе с тем, в ситуации падения спроса на энергоресурсы Газпром действительно сократил объемы закупок туркменского газа, что весьма чувствительно для бюджета этой страны.
В результате обидевшаяся Туркмения решила играть на противоречиях между Россией (в лице Газпрома) и Евросоюзом.
Азербайджан как еще один потенциальный источник газа для «Набукко» уже давно изъявлял желание в проекте поучаствовать.
Впрочем, Газпрому удалось договориться о выкупе у страны хотя бы небольшого объема газа (500 млн куб. м газа в год).
Заметим, что, выкупая газ у Азербайджана и Туркмении, Россия подрывает сырьевую базу для «Набукко».
Впрочем, для российской стороны есть и приятная новость. Накануне Ирак заявил, что не будет источником газа для Nabucco в ближайшем будущем.
В настоящее время у Ирака нет лишнего газа, который можно будет направить в планируемый газопровод Nabucco, поскольку он весь идет на внутреннее потребление. Такое заявление сделал представитель иракского правительства Али аль-Даббах.
Если уж «Набукко» так близок к реализации, стоит ли России действительно по участвовать в проекте в том или ином качестве? Как в интервью Bigness.ru ответил аналитик ИК «Файненшл Бридж» Дмитрий Александров: «в принципе, да». По его словам, Газпром поторопился, радикально отказываясь от участия в проекте. Кроме того, как напомнил аналитик, в последствии вице-премьер РФ Игорь Сечин оговаривался, что Россия не исключает возможности рассмотреть вопрос о своем участии в «Набукко», хотя считает приоритетным проект «Южный поток».
По словам Дмитрия Александрова, соглашение сегодня будет благополучно подписано, впрочем, по-прежнему неясной остается позиция Туркмении. «Скорей всего, Ашхабад не будет подписывать никаких обязательств по объемам, чтобы продолжать заигрывать с обеими сторонами, обещая сотрудничество, как России, так и странам-участникам консорциума "Набукко"».
Кроме того, как считает аналитик, остается открытым вопрос запуска проекта. Ведь, например, та же Туркмения на ближайшие годы договорилась о поставках части своего газа в Китай (порядка 20 млн куб. м в год). Поэтому начало запуска «Набукко» в 2014 году представляется Дмитрию Александрову маловероятным.
Проект «Набукко», стоимостью 7,9 млрд евро предполагает поставку газа из Каспийского региона в страны ЕС. Участниками проекта являются австрийская OMV, венгерская MOL, болгарская Bulgargaz, румынская Transgaz, турецкая Botas и немецкая RWE. Каждый из участников обладает равными долями - по 16,67%.
Начало строительства газопровода намечено на 2011 год, первые поставки начнутся в 2014 году. Максимальная мощность трубопровода составит 31 млрд куб. м в год.