Экономический спад ожидаемо ударил по парку грузовых автомобилей в России. Немудрено, ведь объем грузовых транспортных перевозок в России сократился почти на 17% к уровню прошлого года (данные Росстата на март 2009 г.). При этом грузооборот автомобильных перевозок уменьшился на 17,5%.
Рынок грузовых перевозок кризис настиг на пике роста. 2008-й год, несмотря на начало спада в четвертом квартале, оказался рекордным по приросту парка грузовиков в России, сообщает агентство «Автостат». Прирост составил 5,1% в грузовом секторе и 8,1% - среди легкого коммерческого транспорта ( light commercial vehicles - LCV ).
В этом году, очевидно, таких результатов добиться не удастся. Об этом косвенно могут говорить объемы продаж, производства и импорта коммерческой техники в России в течение первого квартала года, которые снизились от 3 до 5 раз в зависимости от уровня грузоподъемности, считают аналитики «Автостата».
Средний возраст грузовых автомобилей в России остается довольно высоким: только в секторе средней и тяжелой техники на машины старше 10 лет приходится более трех четвертей парка - 76%. Это значительно больше, чем годом ранее. В 2007 году доля автомобилей, старше 10 лет составляла 62,6%.
Такой высокий показатель обусловлен значительной концентрацией продукции отечественных марок - основа грузового парка РФ была сформирована в советское и «перестроечное» время. Не являются исключением и зарубежные марки - их техника также отличается довольно высоким средним возрастом: дороговизна свежих, более современных и комфортных моделей долгое время приводила к смещению спроса в подержанный сектор. Так, например, на протяжении последних лет параллельно с новыми автомобилями марок Volvo , Mercedes - Benz , Man и прочих представителей «большой европейской семерки» в страну активно ввозились тягачи и крупнотоннажные автомобили, отработавшие не один год на дорогах Европы и Америки.
К сожалению, средний возраст грузовиков растет год от года. Так, в 2006 году 12,4% парка грузовых автомобилей России имели возраст до 5 лет. В 2007 этот показатель еще немного улучшился и составил 14%. В том же 1998 году он упал до 9,11%
На этом фоне возрастной состав парка легких коммерческих автомобилей ( LCV ) выглядит более выигрышно: десятилетний юбилей отметило меньше половины всей техники (47%). Три оставшиеся возрастные категории насчитывают примерно равное число автомобилей небольшим перевесом в сторону свежих машин. Такое положение дел объяснимо: основу парка легкого коммерческого транспорта составляют «ГАЗели» различных модификаций, чьи продажи шли довольно бойко на протяжении всей истории существования модели. Немалый вклад в снижение среднего возраста LCV в России внесли и такие марки, как Volkswagen и Ford : именно на них приходилась львиная доля продаж новых иностранных автомобилей данного типа.
Безоговорочным лидером всех сегментов российского грузового парка является техника «советских» марок. Только в секторе машин средней и высокой грузоподъемности на первые шесть строчек рейтинга, которые занимают КАМАЗ, ЗИЛ, ГАЗ, МАЗ, УРАЛ и КрАЗ соответственно, суммарно приходится более 86% от общего числа автомобилей.
У европейских брендов, являющихся ближайшими преследователями, результат значительно скромнее: на лучших из них приходится всего по 8-10% парка, причем наибольшее распространение получила продукция «большой грузовой семерки» (к этой группе относят грузовики Scania, Volvo Trucks, MAN, Mercedes-Benz, Renault Trucks, IVECO и DAF). В секторе легкого коммерческого транспорта основу парка в большинстве регионов, вкупе с доступными и привычными уже ГАЗ, УАЗ и Иж, на которые приходится 1,8 из 2,3 миллионов зарегистрированных единиц транспорта, составляют автомобили таких брендов, как Volkswagen , Ford , Peugeot , Citroen и Renault .
Грузовые автомобили азиатских марок, несмотря на явное преимущество на Востоке страны, пока мало популярны. Доля легкой техники (8,7%) в общем объеме парка значительно превышает таковую в среднем и тяжелом сегменте (3,5%).
Региональная структура российского парка относительно однородна: одни и те же федеральные округа являются лидерами как в секторе LCV, так и среди средне- и крупнотоннажной техники. Наибольшая концентрация грузовых автомобилей регистрируется специалистами в центральной России: на соответствующий округ на начало текущего года приходилось порядка четверти всего парка (790 тысяч грузовых и 630 тысяч легких коммерческих автомобилей). Вторая и третья строчки рейтинга - за Приволжским и Южным ФО: на учете в местных ГИБДД состоит каждый третий автомобиль обоих типов (почти 2 миллиона единиц всей техники).